«На воде»
Первый Спас христиане празднуют в честь Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. Считается, что частицы древесины креста, на котором распяли Христа, обладают чудо-творной силой и исцеляют. Поэтому в Константинополе, где хранилась эта реликвия, в августе появился обычай проносить частицу креста по улицам до водоёмов для освящения города и предотвращения эпидемий. В народе Спас получил название «На воде». На Руси в этот день освящали новые колодцы и чистили старые. Также совершался крестный ход на водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода люди купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после Первого Спаса купаться запрещалось: лето заканчивалось, вода становилась холодной и зацветала, начинались проводы лета. К этому времени пчёлы переставали вырабатывать мёд, поэтому Спас называется ещё и Медовым. В этот день христиане несли в церковь соты с мёдом, там их освящали, а затем ели сами, поминали усопших и раздавали нищим, приговаривая: «На Первый Спас и нищий медку попробует». У этого Спаса есть и третье название - Маковей в память семерых святых Ветхого Завета – мучеников Маккавеев. Народ связал этот день с созреванием мака, в этот день пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. С Первого Спаса начинается Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа и по своей строгости такой же, как и Великий пост.«На горе» Из трёх Спасов только этот Спас входит в число наиболее важных двунадесятых праздников. Евангелие повествует, что в этот день Иисус Христос вместе с тремя своими учениками поднялся на гору помолиться. Там во время молитвы Он преобразился перед ними, и явилось им Божественное величие и слава Его. В народе праздник назван – «На горе». На Руси в народной традиции этот праздник называется ещё и Яблочный Спас: поспевает урожай яблок и плодов. Раньше до Второго Спаса фрукты, особенно яблоки, есть было не положено. Съесть яблочко до 19 августа считалось большим грехом. В день Яблочного Спаса верующие приносят яблоки и другие плоды в церковь для освящения. Освящение проводится в конце праздничной литургии, после чего все плоды разрешается употреблять в пищу. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков. Яблоки ели свежими, пекли с ними пироги и варили яблочное варенье. Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими: если перед тем как съесть яблочко загадать желание, то оно обязательно сбудется. Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода, поэтому вечером крестьяне выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.
«На полотне» Третий Спас назван так в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Образ этот представляет собой Его лик, перенесённый на плат (платок, полотенце) или на глиняную доску, черепицу. Поэтому в народе Спас получил название «На полотне». На Руси с этого дня на ярмарках начиналась продажа холстов и полотен. Спас этот ещё называют Хлебный, так как заканчивается уборка хлебов и хозяйки пекут пироги из нового зерна. В день Третьего Спаса или около него крестьяне сеяли озимую рожь: после общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью, где на поле их встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей. Спас имеет другое название - Ореховый, так как к этому времени поспевают орехи и начинается их сбор. В народе считалось, что каков урожай орехов, таким на следующий год будет урожай ржи.
Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта