Наказание
Воспитание детей невозможно без наказаний и поощрений. Справедливое - такое наказание, которое ребёнок получает, нарушая те правила, которые известны ребёнку. При несправедливом наказании ребёнок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания. Особенно сложно понять смысл наказания малышам. Например, ребёнок взял со стола хлебный ножик с чёрной ручкой. Мама наказала его. Малыш уже не тронет этот нож и, возможно, будет опасаться всех чёрных непонятных предметов. Но на следующий день он может абсолютно без задней мысли взять нож с деревянной ручкой и будет искренне удивлён последующему наказанию. Ребёнок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят. Он должен понять, за какие проступки последует наказание и в какой форме. Наказание детей должно носить временный характер. Следует избегать оскорблений и «ярлыков», припоминания прежних проступков. Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю. Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение каких-либо преимуществ или удовольствий. Оно неприемлемо по отношению к подросткам и к детям, чьё неправильное поведение обусловлено болезнью. Физическое наказание правомерно, если поведение ребёнка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребёнок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами. Физическое наказание не должно быть избиением, нельзя наносить ребенку телесные повреждения. Достаточно нескольких лёгких шлепков по ягодицам. Акцент должен быть не на силе, а на стыде, который рождается от шлепков по попе.Ни за что!
Ни в коем случае нельзя применять физическое наказание, приносящее вред здоровью. Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребёнок не может исправить или опротестовать, тоже под запретом: «Ты весь пошёл в отца», «Ты идиот» и прочее. Это приводит к тому, что ребёнок чувствует себя униженным, а не просто наказанным. Нельзя причинять ребёнку душевные страдания, которые он не может вынести без ущерба для своей психики. Например, оставлять одного дома малыша, боящегося одиночества.Ценный совет
Мы опросили несколько мам и узнали, как же они справляются с набедокурившими детьми. Света, мама четырёхлетнего Кирилла: «Я иногда наказываю малыша углом. В угол он берёт любимую игрушку и садится на маленький детский стульчик. Две-три минуты. За это время я убираю наделанные безобразия, а ребёнок немного остывает». Ольга, мама шестилетней Ксюши: «Наказываю. Без этого никак. От лишения привилегий, телевизора например, до шлепков. Обычно наказываю последовательно - сперва предупреждаю тихо, потом грозно, потом выполняю угрозу - выключаю телевизор или компьютер. Если кричит, отправляю в комнату, потом в кровать, если и это не помогает - мы «уходим» - садимся на кухню и не обращаем никакого внимания. Шлепки только в том случае, если сильно выведет». Евгения, мама трёхлетней Полины: «Дочь бросала игрушки на пол, если чего-нибудь не получалось. Я преду¬предила, что к игрушкам надо относиться бережно. Никакой реакции. Когда ещё раз бросила, сказала, что заберу эти игрушки. На третий раз действительно убрала игрушки на шкаф. Поля походила, похныкала, но больше не бросает. Главное (на мой взгляд) - выдержка и спокойствие». Ольга, мама близняшек Димы и Алисы: «Упрёк для чувствительного ребенка может быть наказанием. Если малыш обижает детей, на время вывести его из игры - тоже способ наказания. Можно попытаться отвлечь ребёнка».Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта