Цель американской судоверфи «Northrop Grumman Newport News» - удержание лидирующих позиций в военном кораблестроении, внедрение современных технологий.
БОЛЬШИЕ судостроительные предприятия в России зачастую являются градообразующими. От их эффективной работы зависят как процветание города, где оно расположено, так и благосостояние его обитателей. За границей, особенно в США, огромное количество населенных пунктов отличается именно наличием одного основного производства, на котором занято абсолютное большинство жителей. Это может быть, например, автомобильное, машиностроительное предприятие, АЭС или просто университет. В Америке расстояние между соседними городками, обычно имеющими единую инфраструктуру, выражаясь языком математики, стремится к нулю. Не исключением стал и некогда рыбацкий поселок на берегу Атлантического океана Ньюпорт Ньюс (штат Виргиния). Он получил известность на весь мир тем, что в нем расположена крупнейшая кораблестроительная компания Соединенных Штатов «Northrop Grumman Newport News» (NGNN).За более чем вековой период своего существования NGNN внесла огромный вклад в развитие проектирования и создания кораблей. За всю свою историю, начиная с буксирного судна «Дороти» (1891) и заканчивая новейшим авианосцем класса «Нимиц» («Nimitz»), компания была неотъемлемой частью национальной промышленности США. Являясь в сущности оборонным некоммерческим предприятием, «Northrop Grumman» не предоставляет технической информации по своим производственным возможностям, как, например, делает немецкая HDW. Но в открытых источниках достаточно хорошо описана история компании и выпускаемая ею продукция.В 1882 году железнодорожный магнат Коллис Хантингтон завершил строительство железной дороги, соединяющей богатые углем долины Огайо и к тому времени уже портовый городок Ньюпорт Ньюс, откуда уголь уходил по воде. Для ремонта и обслуживания приходящих судов Коллис решил основать в этом месте верфь. Так в 1886 году появилась «Chesapeake Dry Dock Construction Company» («Чесапикский сухой док и Строительная компания»), которая спустя несколько лет получила новое название - «Newport News Shipbuilding» (NNS). Уже к 1897 году NNS успела построить три военных корабля для американских ВМС.Несмотря на всевозможные военные заказы, к сороковым годам для компании выработалось приоритетное направление - строительство авианосцев. Первый корабль такого типа - «Ranger» - был спущен на воду в 1934 году, и с тех пор NNS была единственной судоверфью в США, занимающейся созданием авианесущих крейсеров.После Второй мировой войны, принесшей немало доходов, произошел некоторый спад оборонных заказов, и компания сосредоточилась на конверсионных и ремонтных работах. В это время NNS построила свой знаменитый пассажирский лайнер «United States» («Соединенные Штаты»), который установил до сих пор не побитый трансатлантический рекорд скорости для суперлайнеров.В начале пятидесятых руководство компании уверенно взяло курс на применение атомной энергии в кораблестроении. Так, в 1954 году NNS совместно с ВМС разработала прототип реактора для пропульсивной системы авианосца, и уже в 1960 был спущен на воду первый в мире атомный авианесущий крейсер «Enterprise» («Предприятие»).Во время холодной войны на NNS совместно с другим судостроительным гигантом - «General Dynamics Electric Boat» (GDEB) - был создан костяк американского подводного флота - шестьдесят две многоцелевые подводные лодки класса «Лос-Анджелес», большая часть из которых и поныне находится на службе ВМС США. Правда, вскоре к ним на замену должны прийти АПЛ класса «Виргиния», по всем параметрам превосходящие своих предшественников. Строительство подлодок нового поколения также ведется на пару с GDEB. Приемка первых двух субмарин - «Виргиния» и «Техас» - ожидается в 2004 и 2005 годах соответственно, а всего же планируется создать тридцать таких лодок.В настоящее время совместно опять же с GDEB ведутся работы по модернизации третьей и последней АПЛ класса «Seawolf» - «Jimmy Carter», в которой будут применены самые современные технологии, необходимые для различных спецопераций, тактико-боевых действий и постановки мин. Основные изменения в первую очередь затронут управление балластной системой и организацию внутреннего пространства. Отличительной чертой последнего «морского волка» будет специальный модуль «осиная талия», расположенный позади корпуса. Предназначенный для многоцелевых проектов, этот модуль позволит развертывание и активизацию различных грузов, производить например мин, без использования торпедных шахт. Ходовые испытания лодки ожидаются уже в нынешнем году. Стоимость модернизации составила 887 миллионов долларов.7 ноября 2001 года NNS подписала соглашение с корпорацией «Northrop Grumman» об их взаимном слиянии. Судоверфь в Ньюпорт Ньюс второй раз в жизни поменяла свое название, которое сейчас выглядит как «Northrop Grumman Newport News». Но, несмотря на смену имени, компания не утратила своего основного назначения - проектирования, строительства и обслуживания авианесущих крейсеров. Самый последний, девятый, авианосец, «USS Ronald Reagan» (CVN 76) класса «Nimitz», был спущен десятого марта 2001 года и сейчас находится в завершающей фазе укомплектования. Используя компоненты от более чем трех тысяч поставщиков из сорока восьми штатов, CVN 76 получил десятки новых систем и технологий по сравнению с первенцем этого класса «USS Nimitz» (CVN 68), который поступил в ряды американского ВМФ в 1975 году. Корабли такого типа являются самыми большими на флоте: они возвышаются над водой на 60 метров и имеют длину 330 метров. «Города на воде», как их прозвали в Америке, могут нести 80 самолетов и шесть тысяч человек персонала со скоростью 30 узлов. Не последнюю роль в этом играют четыре бронзовые винта диаметром 6,5 метра и весом 30 тонн. Выход в свет последнего авианосца этого класса SVN 77, заложенного в 2001, планируется на 2008 год.Одним из важнейших событий в полувековой жизни авианосца является единовременная заправка его атомного реактора и комплексный ремонт через 25 лет после постройки. В настоящее время такую процедуру, занимающую три года, проходит «USS Eisenhower» («Эйзенхауэр»), второй корабль класса «Nimitz». Помимо стандартных операций, на нем будут установлены модернизированное боевое и коммуникационное оборудование, а также новые механические и электрические системы.С 1999 года ведущие специалисты компании заняты проектированием авианесущего крейсера нового поколения SVNX. Только в разработку новой пропульсивной системы было инвестировано более 100 миллионов долларов. Первостепенными задачами при создании будущего авианосца являются повышенная надежность, низкая стоимость постройки и обслуживания и уменьшение количества персонала на борту. Планируется заменить дорогостоящие в эксплуатации пневматические катапульты на системы электромагнитного запуска самолетов. Начало строительства «SVNX 1» намечено на 2006 год.«Northrop Grumman Newport News» была, есть и будет основным оборонным подрядчиком ВМС США. Неудержимая страсть американского правительства к наращиванию национального военного потенциала дает благотворную почву для дальнейшего процветания этого предприятия.
Андрей БОЯРЧУК.По материалам зарубежных источников
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!