Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Вторник, 30 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 5 сентября 2001 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 5 сентября 2001 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

Ленд-лиз: от «Liberty» до забытых имен

Версия для печатиОтправить статью другу
В рамках мероприятий, посвященных 60-летию прибытия первого союзного конвоя в нашу страну, в Северодвинске состоялась научно-практическая конференция. Ее тему - «Союзные конвои на Севере России, 1941-1945гг.» - можно в известном смысле назвать молодой исторической темой.

Что греха таить, до конца 80-х официальная наша пропаганда стремилась принизить роль поставок вооружений и других грузов, шедших в Советский Союз из государств антигитлеровской коалиции. Между тем, помощь союзников оценивалась тысячами единиц самого разнообразного вооружения, миллионами тонн боеприпасов, стратегического сырья, топлива, промышленных товаров и продовольствия. Сегодня, когда мы лишены идеологической зашоренности, появилась возможность познакомиться с действительно важным, широкомасштабным и малоизученным явлением нашей отечественной истории. У Северодвинска же в этой истории, как выясняется, не такая уж эпизодическая роль. Это еще раз подтвердили цифры и факты, прозвучавшие в ряде сообщений, сделанных на конференции...

Тем не менее надо признать, что в истории Северодвинска времен ленд-лиза и по сей день остается немало так называемых «белых пятен». Об этом тоже шла речь.

Скажем, не нашел должного отражения в истории вклад северодвинских железнодорожников, хотя основную долю грузов из морского порта на фронты Великой Отечественной отправили именно они. Да и тот же трудовой подвиг работников морского порта запечатлен в исторической литературе довольно скромно. А ведь это тысячи имен, знакомых многим, но, к сожалению, забытых.

Любопытным, как мне кажется, получилось бы исследование о тех кораблях охранения союзных конвоев и транспортных судах, которые побывали в годы войны в Молотовске. Их, к слову, насчитывается несколько сотен, а среди них очень известные, оставившие след не только в событиях Второй мировой, но и в последующей истории.

Особая речь о ледокольном флоте. В силу сразу нескольких обстоятельств именно Молотовску суждено было стать ледокольной столицей страны на период войны - фактически все советские ледоколы и ледокольные пароходы, за исключением двух-трех, оставшихся на Черном море и в Балтике, базировались в местном порту. Впору задаться вопросом - какой еще город, кроме Молотовска, в годы войны собирал такое созвездие ярких арктических капитанов - Пономарев, Воронин, Хлебников, Хромцов, Марков, Бызов?..

Но тема, вынесенная в заглавие конференции, конечно же, содержит в себе множество и других заслуженных и звучных имен...

Нет еще серьезного исследования на тему «А.И.Микоян и военный Молотовск», хотя известно, какую роль сыграл Анастас Иванович, являясь членом Государственного комитета обороны, где отвечал за поставки по ленд-лизу...

Для многих бы стало настоящей сенсацией исследование о том, чем занимался в годы Великой Отечественной легендарный директор завода №402 Е.П.Егоров, как изучал он передовой американский опыт судостроения на примере создания знаменитой транспортной серии «Liberty»...

И, конечно, обидно, что не звучит еще тема «И.Д.Папанин и Молотовск». Есть в городе улица Ричарда Ченслера, названа она в честь англичанина, который проплыл мимо того места, где спустя несколько веков родился Северодвинск, а вот улицы имени Папанина, дважды Героя Советского Союза, который в лихую годину дневал и ночевал в Молотовске, работал здесь, в городе нет. В этом видится явная несправедливость...

И, наконец, главная тема - люди Северодвинска (Молотовска) той поры. Ведь ленд-лиз - это не только миллионы тонн грузов, сотни кораблей и судов, а сотни тысяч человеческих судеб, втянутых в водоворот тех событий. Люди делали историю своим повседневным и самоотверженным трудом, а потому они тоже должны стать главными героями исследований профессиональных историков и любителей-краеведов.

Эту мысль единодушно поддержали участники конференции.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Золотое турне по Шотландии  |
Культура   «Луч» Ильиной в рок-царстве  |  Ленд-лиз: от «Liberty» до забытых имен  |  «Плюсы» и «минусы»  |  Испекли мы каравай  |  Конкурс проектов продлен  |
Происшествия   Осторожно: в город вернулись дети  |  Встречная полоса  |  У опасной черты  |  Судебная хроника  |  Двойной удар черного четверга  |  А что еще от гада ждать  |
Общество   Web-прибабахи  |  Горе от ума  |  Милицейский характер  |  Вот какая кроха  |  Теперь их будет семь  |  Сестры приехали  |  Табачок из школы вон!  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2001
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com