Вечерний Северодвинск
Номер от 5 сентября 2001 г.

Ленд-лиз: от «Liberty» до забытых имен
В рамках мероприятий, посвященных 60-летию прибытия первого союзного конвоя в нашу страну, в Северодвинске состоялась научно-практическая конференция. Ее тему - «Союзные конвои на Севере России, 1941-1945гг.» - можно в известном смысле назвать молодой исторической темой.

Что греха таить, до конца 80-х официальная наша пропаганда стремилась принизить роль поставок вооружений и других грузов, шедших в Советский Союз из государств антигитлеровской коалиции. Между тем, помощь союзников оценивалась тысячами единиц самого разнообразного вооружения, миллионами тонн боеприпасов, стратегического сырья, топлива, промышленных товаров и продовольствия. Сегодня, когда мы лишены идеологической зашоренности, появилась возможность познакомиться с действительно важным, широкомасштабным и малоизученным явлением нашей отечественной истории. У Северодвинска же в этой истории, как выясняется, не такая уж эпизодическая роль. Это еще раз подтвердили цифры и факты, прозвучавшие в ряде сообщений, сделанных на конференции...

Тем не менее надо признать, что в истории Северодвинска времен ленд-лиза и по сей день остается немало так называемых «белых пятен». Об этом тоже шла речь.

Скажем, не нашел должного отражения в истории вклад северодвинских железнодорожников, хотя основную долю грузов из морского порта на фронты Великой Отечественной отправили именно они. Да и тот же трудовой подвиг работников морского порта запечатлен в исторической литературе довольно скромно. А ведь это тысячи имен, знакомых многим, но, к сожалению, забытых.

Любопытным, как мне кажется, получилось бы исследование о тех кораблях охранения союзных конвоев и транспортных судах, которые побывали в годы войны в Молотовске. Их, к слову, насчитывается несколько сотен, а среди них очень известные, оставившие след не только в событиях Второй мировой, но и в последующей истории.

Особая речь о ледокольном флоте. В силу сразу нескольких обстоятельств именно Молотовску суждено было стать ледокольной столицей страны на период войны - фактически все советские ледоколы и ледокольные пароходы, за исключением двух-трех, оставшихся на Черном море и в Балтике, базировались в местном порту. Впору задаться вопросом - какой еще город, кроме Молотовска, в годы войны собирал такое созвездие ярких арктических капитанов - Пономарев, Воронин, Хлебников, Хромцов, Марков, Бызов?..

Но тема, вынесенная в заглавие конференции, конечно же, содержит в себе множество и других заслуженных и звучных имен...

Нет еще серьезного исследования на тему «А.И.Микоян и военный Молотовск», хотя известно, какую роль сыграл Анастас Иванович, являясь членом Государственного комитета обороны, где отвечал за поставки по ленд-лизу...

Для многих бы стало настоящей сенсацией исследование о том, чем занимался в годы Великой Отечественной легендарный директор завода №402 Е.П.Егоров, как изучал он передовой американский опыт судостроения на примере создания знаменитой транспортной серии «Liberty»...

И, конечно, обидно, что не звучит еще тема «И.Д.Папанин и Молотовск». Есть в городе улица Ричарда Ченслера, названа она в честь англичанина, который проплыл мимо того места, где спустя несколько веков родился Северодвинск, а вот улицы имени Папанина, дважды Героя Советского Союза, который в лихую годину дневал и ночевал в Молотовске, работал здесь, в городе нет. В этом видится явная несправедливость...

И, наконец, главная тема - люди Северодвинска (Молотовска) той поры. Ведь ленд-лиз - это не только миллионы тонн грузов, сотни кораблей и судов, а сотни тысяч человеческих судеб, втянутых в водоворот тех событий. Люди делали историю своим повседневным и самоотверженным трудом, а потому они тоже должны стать главными героями исследований профессиональных историков и любителей-краеведов.

Эту мысль единодушно поддержали участники конференции.

Олег ХИМАНЫЧ