Микроавтобус с артистами легендарного вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» продвигался к концертной эстраде по переполненной народом архангельской площади Профсоюзов с черепашьей скоростью. Люди, заглядывая в окна, приветствовали музыкантов, пристально вглядывались в их лица, пытаясь по памяти определить, кто есть кто.
Сделать это, впрочем, было делом нелегким, ведь прославленному коллективу исполнилось тридцать пять.- Вот здорово, ребята, - воскликнула солистка Ольга Левицкая. - Все-таки нас здесь помнят!А «ребята», помудревшие и убеленные сединами, растерянно улыбались, вспоминая каждый о своем. Среди них был и герой нашей сегодняшней встречи солист Евгений Броневицкий, бывший когда-то неоспоримым лидером группы. Беседа с ним состоялась незадолго до начала концерта в гостиничном номере «Двины».- Евгений Александрович, мне немножко странно вас так называть, потому что в моей памяти при воспоминании о молодости, о «Поющих гитарах» той поры вы продолжаете оставаться просто Женей Броневицким. Итак, коллективу - тридцать пять лет. Именно так называется ваша новая концертная программа. Вам... не страшно от этих цифр?- А чего тут бояться? Время неумолимо для всех людей, не только артистов. Несмотря на то, что периодически приходится переживать какие-то стрессы, мы не чувствуем себя пожилыми. Вот сейчас, собравшись снова, видим, что вновь востребованы, что наши песни помнят и любят. Так что, как и прежде, живем на тех же самых эмоциях. В общем, не страшно.- Вчера ваш продюсер Сергей Дронов в разговоре со мной заметил, что ансамбль переживает вторую молодость. И если вы когда-то были желторотыми птенцами, то теперь уподобились птице, твердо ставшей «на крыло». Вы разделяете его мнение?- Вполне.- Говоря о ленинградской эстраде той давней поры, нельзя не вспомнить о вашем старшем брате, композиторе Александре Броневицком, организовавшем ансамбль «Дружба». Какую роль сыграл Сан Саныч в вашей судьбе, и насколько вы были протекционным артистом?- Сразу скажу, что протекционным я никогда не был. Саша вообще был против того, чтобы его младший брат стал музыкантом. Потому что не каждому это дано, а путь на эстраде очень тернистый. В этом они были солидарны с отцом. Да и я о сцене не помышлял. Учился в нескольких вузах. Правда, ни один из них окончить не удалось из-за моего пристрастия к поп-музыке, к гитаре, к «The Beatles». Я учился музыке самостоятельно, родственники вынуждены были сдаться, и четыре года меня посещал преподаватель. Я понимал, на что иду. Видел, с каким трудом и напряжением работал брат. У нас была одна комната на двоих, и все его сочинения рождались на моих глазах. Рояль в доме звучал с утра до ночи. Моя раскладушка находилась как раз под этим роялем, и музыка просто пропитала меня насквозь. Потом Александр стал брать меня на свои концерты, это была настоящая школа мастерства. Я побывал с «Дружбой» в нескольких поездках... Очень захватила, помню, особая гастрольная романтика - смена лиц, городов. До сих пор не могу сидеть на одном месте. С другой стороны, любовь к музыке сильней, чем к смене мест. Получилось так, что меня взяли вптенцом. Толя Васильев, организатор ансамбля, сам приехал, чтобы пригласить меня. С тех пор я связался с профессиональной музыкой, которая до сих пор кормит. Когда материальное совпадает с духовным, это замечательно.- Евгений Александрович, с самого начала «Поющие гитары» стали неким вызовом официальной эстраде тех лет, вы открыто заявили о своей приверженности к группе «Битлз». По крайней мере, в Советском Союзе вы приближались к их популярности. «Поющие...» шли к этому целенаправленно, или произошло все в достаточной степени спонтанно?- Скажу вам неожиданную вещь. Сначала мы вообще не собирались петь. Наша цель - аккомпанемент. Был такой певец Анатолий Королев. Он тогда отпочковался от «Дружбы» и решил работать с нами. Потом, видимо, посчитал, что ему не с руки выступать в таком маленьком и несолидном коллективе. Перебрался в Москву, стал петь с оркестром Юрия Силантьева. Но мы-то изначально создавались «под него», и когда он нас кинул, пришлось осваивать вокал. Правда, все далось не сразу, с нами долго занимались хормейстеры, ставили голос... Чего только не делали! Потихоньку все же распелись. А что касается «Битлз»... Вы ведь помните, что мы жили тогда в замкнутом пространстве, за «железным занавесом». Конечно, как тогда шутили, «в своем болоте» мы пользовались большим успехом, может быть, соизмеримым с успехом «Битлз», но... Их явление - более великое, могучее в тысячу раз. Нельзя брать западное пространство и сравнивать с нашим. А подражать им мы, конечно, старались, это было.- Но не вслепую?- Почему? Мы пели их песни именно со слепым подражательством. Мы «снимали» их от ноты до ноты, даже внешне пытались выглядеть, как они. Мне не стыдно в этом признаваться, потому что они были людьми очень талантливыми и с хорошим вкусом. Разве подражать хорошему зазорно? Но мы далеко не всегда могли петь то, что хотели. Например, в большой концертной программе, состоящей из двадцати пяти произведений, нам позволялось спеть не более двух иностранных песен, был своеобразный лимит такой, спущенный сверху. Иногда мы пели патриотику по заказу. В ЦК комсомола не раз прозрачно намекали: «Иначе вам не жить на свете». Потом времена понемногу теплели, появилась возможность обходить какие-то запреты. Со временем у нас сложился определенный репертуар песен, которые востребованы и по сей день.- Женя, вы до сих пор поете свою известную песню «Словно сумерек наплыла тень...», и голос ваш звучит так же по-юношески чисто и ясно. Признайтесь, насколько часто вы позволяете себе использование в концертах фонограмм, или, как их еще называют, «фанеры»?- Как и любой творческий коллектив, мы предпочитаем живой голос. Но бывает, что нас очень просят выступить, мы приезжаем, а на месте не оказывается хорошей аппаратуры, есть еще такие «точки». И тогда приходится работать или «минус один» или под полную фонограмму. Это бывает в небольших клубах.- То есть, вы не чураетесь глубинки?- Я не понимаю, а чего ее чураться? Там ведь тоже наши русские люди, которые ждут и любят музыку. Да хоть и не русские. Я не понимаю и не принимаю такого отчуждения до сих пор, хотя мне уже за пятьдесят.- Кстати, а сколько именно?- Уже пятьдесят пять. Так что с пренебрежением к глубинке я не могу согласиться. Может, это романтизм какой-то...- Женя, еще несколько слов о вашем брате. По словам некоторых артистов «Дружбы», по словам Эдиты Станиславовны, Александр Александрович был достаточно крут нравом. Каким он был в семье? Какие общие черты роднят вас?- Конечно, в чем-то мы схожи. Внешне, прежде всего. Но вот насчет крутого нрава, то это, чаще всего, легенды. Я могу их опровергнуть. Не спорю, во время репетиций он мог быть Иосифом Сталиным. Иногда был излишне придирчив, но этого требовало дело, которому он посвятил жизнь. Вот некоторые и обижались, не находя возможности выполнить его требования. С такими музыкантами он действительно общался на повышенных тонах, но никогда не было ни рукоприкладства, ни мата, никаких оскорблений. А в жизни он был очень мягким, чутким, ни разу никого не обидел. Полноправным хозяином он позволял себе быть только на сцене, не разрешая коллективу никаких импровизаций. Саша говорил: «Если что-то не так, я один несу ответственность, я сам готов отвечать, а ваше дело - в точности выполнять все, о чем я прошу». Многих именно это обижало. Вот и вся его крутизна. А что касается личной жизни, то сегодня говорят, что он был деспотом, тираном... Это все такаячушь! Я вас уверяю, держась вот за этот крестик: он был очень мягкий человек.- Я еще раз вернусь к родственным связям. Вы - начинающий музыкант. Трудное становление «Поющих гитар». А «Дружба» уже на крыле, широко известна всей стране и гремит. Сан Саныч не мог вас прибрать к рукам в своем коллективе, видя вашу очевидную музыкальную одаренность и перспективу?- Да, когда «Поющие гитары» уже состоялись, такое предложение было. Он тогда задумчиво сказал: «Да-а-а... Не ожидал. Давай-ка перебирайся ко мне, будем работать вместе...»- То есть, это скупое одобрение, вероятно, дорогого стоило?- Кто его знает. Просто было предложение. А когда я отказался, он даже немножко обиделся. Но давления никакого не было, палки в колеса не вставлялись. Была, может быть, какая-то ревность, что коллектив так же популярен, как «Дружба», иногда даже больше. Но Саша остался на своем пути, а я прирос к «Поющим гитарам». Потом, когда «Поющие...» развалились, я все же у него работал, когда он еще был с Эдитой Станиславовной. Через год они расстались, Пьеха взяла половину коллектива к себе. Был развод, тяжелое время. Я остался в коллективе у брата и проработал с ним лет десять. Потом я со многими переработал, сам создавал коллективы. А потом совершенно неожиданно вновь собрались «Поющие гитары». Решили тряхнуть стариной, нашли зал... И вдруг - совершенно ошеломляющий успех. Появился стимул вспомнить все, что мы когда-то делали. И вот по сей день в разъездах.- Женя, судьба любого артиста терниста и непредсказуема. Кроме таланта, работоспособности и огромного числа других наворотов, есть еще и Госпожа Удача. Если б снова начать, вы бы выбрали опять этот путь?- Если бы у меня шестнадцатилетнего были сегодняшние мозги, конечно, я бы выбрал другой путь. Музыка - это здорово, хорошо, я бы с удовольствием слушал ее, но...- Вы относите себя к физикам или лирикам?- Всего понемножку, кажется. Я очень любил технику. Жаль, что не окончил океанологический факультет, где проучился три курса. Может быть, стал бы неплохим ученым, путешественником, преподавателем. Словом, было бы что-то стабильное. А сцена - это действительно удача. А если бы неудача, что тогда?- Евгений Александрович, спасибо, что при сегодняшнем очень напряженном графике вы нашли время для беседы. Поверьте, что и молодые, и люди моего, нашего поколения «Поющим гитарам» от всего сердца желают здоровья, молодости, и не забывайте, что вам - всего тридцать пять! Всего, а не уже!Начался концерт, и в сиреневом волшебстве августовского вечера полился чистый голос Броневицкого: «Словно сумерек наплыла тень...» Над многотысячной толпой зрителей взметнулось море светлячков от зажигалок. И было в этом единении со сценой ощущение времени, повернутого вспять венком любимых песен.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!