Воспитательный комплекс для новорожденного
Новорожденный ребенок большую часть суток спит, но даже короткие периоды бодрствования не должны пропадать даром. С первых часов нужно потихоньку стучаться в его сознание. Ласковый голос будит не только ушки, но и глаза. Малыш активно ищет источник звука и, найдя лицо говорящего, пытается удержать его в поле зрения. Пройдет пара недель, и он впервые сознательно улыбнется в ответ на общение. Он еще не умеет использовать игрушки по назначению, но поиграть уже готов. Яркая движущаяся погремушка привлечет его внимание, и малыш будет поворачивать головку вслед за ней. Перед каждым кормлением и после него дайте ребенку полежать без пеленок. Это и закаливание и зарядка одновременно. Прибавьте к этому разговор, и получится целый воспитательный комплекс, повторяющийся в течение дня несколько раз. Не забывайте до кормления выкладывать малыша на животик. Первые попытки удержать головку улучшают кровоснабжение головного мозга, превращая кроху в будущего гения.Учите общению
Если родители часто разговаривают с ребенком, то к 2-3 месяцам малыш уже умеет общаться. Он знает мамин голос и лицо, следит взглядом за ее перемещениями. Широкая улыбка беззубым ртом, активные движения ножками и ручками, жизнерадостное гуканье – все это полезный «комплекс оживления». Во время него происходит расслабление скелетных мышц, находящихся с рождения в гипертонусе. Радостные эмоции стимулируют развитие голосового аппарата, ведь ребенок все время пытается поддерживать разговор. В этом возрасте игрушки нужно подвесить так, чтобы малыш мог до них дотронуться. Знакомиться с ними пальчиками не менее интересно, чем глазами. Лучшие погремушки – те, которые можно схватить и как следует потрясти, послушав звон. Сейчас самое время начать игру в «сороку – ворону». Присказка, подобная этой, существует у всех народов мира. Зона ладони напрямую связана с центром речи. Ее раздражение частыми поглаживаниями стимулирует его развитие. Благодаря нехитрому упражнению, малыш раньше скажет свое первое «Дай» или «На», в зависимости от воспитания. Укладывая ребенка на живот, обязательно подставляйте к его стопам свою ладонь. Вы будете удивлены тем, как крепко он в нее упрется и немножко проползет. Этот рефлекс присутствует с рождения, маме остается только активно его развивать. Пяточки не менее важны, чем ладошки. Поиграйте в «сороку» и с ними, раздражая тем самым двигательные центры головного мозга. Тогда очень скоро ваш малыш отправится в свое первое путешествие по квартире ползком или по-пластунски, как получится.Музыкальный слух
С 4-5 месяцев ребенок становится очень общительным. Он готов разговаривать с любым человеком, игрушечным зверем или с самим собой. Тем более что он умеет это делать певучим гулением. Сейчас самое время для формирования его музыкального слуха, основа для этого уже есть. Малыш по-разному реагирует на спокойную и танцевальную музыку, более того, он умеет под нее «плясать». Для музыкальных занятий лучше всего подходят тихие классические аккорды или русские народные мотивы. Ритмы современной эстрады сыграют роль «медведя, который на ухо наступил». Тяжелый рок может повредить слух ребенка и в самом прямом смысле.Ложка и чашка
С 5 месяцев начинается введение прикормов. Здесь тоже свои воспитательные приемы. Всякая новая пища дается только с ложки. Это успешно помогает избежать проблем неправильного прикуса, «ленивого» жевания и будущего кариеса новеньких зубов, которые уже на подходе. Самое лучшее средство для их безболезненного прорезывания – хлебная корочка, крепко зажатая в крохотном кулачке. И никаких бутылочек, ребенок должен учиться пить, сосать он умеет с рождения. Пора познакомить его с чашкой.Знакомим со словом «нельзя!»
С 6 месяцев наступает время первого сознательного знакомства со словом «нельзя». Малыш уже прекрасно разбирается в голосовых интонациях, поэтому очень важно, чтобы это «нельзя» звучало твердо и не сопровождалось улыбкой. Иначе ребенок просто не поймет, что мама сердится. Повод для строгости уже появился: нельзя мочить ползунки. Если малыш проснулся сухим, не теряйте времени, подержите его над горшком. Не забудьте похвалить после того, как дело будет сделано, и немножко поругать за мокрые штанишки, если такое случится. Внимательная мама заметит, что малыш становится забавно сосредоточенным перед тем, как «пойти на мокрое дело», теперь главное успеть с горшком. Все это реально возможно, если не используются памперсы. У малыша, находящегося в подгузнике, нет никакой надобности контролировать физиологические процессы. Его попка остается приятно сухой, несмотря на постоянное «пью и писаю». Круглосуточное нахождение в памперсах ведет к энурезу. В мокрой одежде неприятно, сыро и холодно, тем самым формируется установка: «больше так не делай». А в подгузнике сухо – делай, сколько хочешь.Безопасность прежде всего!
В 7-9 месяцев в доме наступает хаос. Малыш ползком или, держась за опору, отправляется познавать мир. Прежде чем пустить его в свободное ползанье, примите все меры к тому, чтобы оно не принесло вреда. Несмотря на многочисленные синяки и шишки, нельзя все время держать ребенка в кроватке или в манеже, использование «ходунков» также нежелательно. Все это ограничивает свободу передвижения и гасит стремление к познанию неизведанного. Чем больше ребенок ползает и узнает, тем скорее он встанет на ноги в прямом и переносном смысле. Сейчас общение нужно ребенку еще больше, чем прежде. В нем проснулся дух исследователя. Он готов услышать стихи про то, как «зайку бросила хозяйка», и посмотреть сказку в картинках. Ему интересны не только игрушки, но и предметы домашнего обихода, а также происходящие вокруг события. Возникает неудержимое желание помочь маме с посудой, а папе с ремонтом. На первый план в воспитательном процессе выступает безопасность. Уберите все, что может нанести вред здоровью малыша. Можно сложить старые журналы, одежду, пластмассовую посуду вперемешку с игрушками в нижний шкаф и сделать его доступным для изучения.Воспитываем самостоятельность
С 10-12 месяцев ребенок становится «попугайчиком». Ему очень нравиться повторять все, что он видит или слышит. Почти годовалый малыш в точности копирует действия взрослых. Он охотно соберет с мамой игрушки и польет цветы из своей лейки. Повторит вслед за папой новое слово, не разбирая, приличное оно или не совсем. Это очень подходящее время для воспитания гигиенических навыков и культуры поведения за столом. Пора учиться мыть ручки и самому их вытирать. У такого «взрослого» малыша должен быть свой стульчик с высокой спинкой и предохранительными ремнями на всякий случай. Пока ребенок голодный, разрешите ему самому держать ложку, лишь помогая не уронить еду. Пьем только из чашки, причем самостоятельно. После обеда говорим «спасибо» любым подходящим по смыслу словом или действием. Ребенка следует всячески побуждать к активности – протянуть ножку для одевания тапочек, поднять ручки при снятии кофточки. От того, сколько самостоятельности он получит, зависит его дальнейшее развитие. Девизом его будущей жизни может стать побудительное - «Я сам» или пассивно – приказное - «Мама, сделай». Выбирать вам.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта