Фото Владимира Ларионова |
Путь на Север
- И что изменило взгляд на призвание? - Изменил знакомый моего отца, который часто бывал у нас. Учитель истории, фронтовик и сын полка, он обладал невероятным объемом знаний. И этот человек так повлиял на меня, что я твердо решил – буду учителем. Поступил в тихвинское педучилище. Тогда готовили педагогов основательно – каждый урок расписывали от и до. Правда, поработать учителем за всю свою жизнь мне довелось всего два месяца – в сельской школе под Ленинградом. Зато преподавал сразу литературу, русский язык, музыку, рисование, а заодно был воспитателем в интернате. - И через два месяца… - … меня призвали в армию. Сначала была мотострелковая дивизия под Архангельском, а потом Арктика. Рядом с нашими казармами была станция полярников, начальником которой был молодой Чилингаров. Тогда это казалось большой неудачей – попасть служить в такие места. А сейчас думаю: увидел бы я когда-нибудь Арктику, Карское море и белых медведей, если бы не служба? - После армии не изменили своего намерения стать учителем? - Намерения не изменил, но изменились обстоятельства. Сельскую школу, где я преподавал, закрыли. Пришлось идти воспитателем в строительное ПТУ в Подпорожье. Было трудно – из 47 человек в группе 41 состоял на учете в милиции. Но эти ребята меня многому научили. Через год меня взяли в актив комитета комсомола, через полтора года в горком комсомола, а еще позже – в горком КПСС. - Как давалась новая работа? - Легко. Было интересно – я постоянно ездил по области с лекциями о международном положении. Часто бывал в Ленинграде, познакомился со многими интересными людьми. Да и вранья тогда было в нашей работе раз в 10 меньше, чем сейчас, и бюрократии тоже. - Какие таланты будущего директора раскрылись на политической ниве? - У меня нет никаких талантов и уже, наверное, не будет. Просто я умею анализировать ситуацию и видеть, как ее можно изменить. - Ну а на Север как привела дорога. - На Север привела супруга. Человек, которому я обязан очень многим в своей жизни. Мало кто смог бы выдержать мой характер. Она – смогла… Так вот как-то провалился под лед, схватил воспаление легких, а в больнице познакомился с замечательной девушкой. И уехал в Северодвинск. - И наконец-то стали заниматься любимым делом? - Как бы не так. Не было мест, и приняли меня на Севмаш в отдел кадров. Три года отработал там. В 1987 году принял участие в конкурсе на должность директора в школу №27, но не прошел. Потом мне начальник гороно Валерий Зарецкий сказал: «Хорошо, что не прошел, мы тебя в школу №17 собираемся направить». «Учителем?» – спрашиваю. А он: «Директором!»От руин – к лицею!
- Тогда школа представляла собой печальное зрелище. Не здание, а руины! Пришлось для начала заняться капитальным ремонтом. Но школу я не распустил. Начальные классы занимались в школе №15, средние – в двадцать первой, старшие – в четырнадцатой. - Потом пришли разрушительные девяностые… - И именно в этот период мы развивались как никогда раньше. Открыли 8 специализированных классов, создали совет попечителей, получили статус лицея, серьезно улучшили материальную базу. Причем за счет собственных средств. - Правда, пришлось отказаться от начальных классов? - Да, тогда сделал это скрепя сердце. А сейчас не хотел бы ничего менять. Ребенок в 7 лет еще не знает, гуманитарий он или техник. Мы делаем упор на математику и физику, а если человек талантлив совсем в другом? Это издевательство и над ним, и над педагогами. - По нынешним правилам вы обязаны брать учеников именно со своего района. - Это, конечно, мне непонятно. Получается, все родители, чьи дети проявляют способности в области точных наук, должны переезжать на улицу Воронина? Правила в современном образовании меняются невероятно быстро, и сильно сомневаюсь, что это принесет пользу. - А что вы можете противопоставить сумбуру образовательных изменений? - Только свой консервативный подход к образованию. Мы всегда старались обходиться без экспериментов и нововведений. Насколько хватит сил, будем обходиться и впредь. Но удается это все сложнее. В школе сегодня убивают образовательную составляющую. Все, от директора до учителя, должны заниматься какими-то отчетами, проектами вместо главного дела – учить детей.Облачное будущее
- Как вы видите будущее свое как директора и лицея? - Мне 60 лет, и я уже должен думать о дальнейшей судьбе. С удовольствием поработал бы учителем. А насчет лицея… Перспективы очень неясные. Да, сейчас у нас отличный коллектив, за педагогов я спокоен. Отличная техническая база, и в этом большая заслуга нынешней городской администрации. Но нужен лидер, который возьмет на себя ответственность за лицей и будет ее осознавать. - У вас есть кандидатуры? - Знаете, у меня всегда были отличные замы. Особенно отмечу Александру Галкову, Галину Похвалину, Марину Хромцову – им я благодарен буду до конца своих дней. Сегодня у меня тоже надежные замы, в том числе и молодые - Ирина Сахарова и Юрий Гнедышев – очень деятельные, грамотные, сильные специалисты. Главное - чтобы прислушались в отделе образования если не к моему мнению, то к мнению коллектива. Развалить лицей можно очень просто, а вот собрать его снова будет невозможно. - Значит, боитесь за лицей? - Я боюсь только медведей (в детстве столкнулся с медведицей нос к носу), случайностей и дураков с инициативой. Вот если от всего этого лицей будет избавлен, все будет хорошо.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта