Мост трещит по швам. Когда рухнет, ремонтировать уже будет поздно. Фото Андрея Зайцева |
Без ремонта – рухнет!
Мост, конструкция которого совмещает один железнодорожный путь и две полосы автодороги, построен 55 лет назад, в 1954 году. «По результатам обследований специализированными организациями мост находится в ограниченно-работоспособном состоянии… - говорится в справке, подготовленной пресс-службой «Звездочки». – Дефекты в его конструкциях прогрессируют из-за значительно возросших нагрузок. Наиболее характерные дефекты: горизонтальное смещение береговых устоев друг на друга, приводящее к дополнительным нагрузкам на пролетные металлические строения; коррозия бетонных русловых опор до 30% в глубину тела опоры; нарушение шарнирных опор подвижной части пролетных строений; сквозные вертикальные трещины в передних стенках устоев моста с раскрытием до 55 мм; поперечные трещины в бетоне плиты проезжей части». Ягринская верфь, на балансе которой до недавнего времени находился мост, выполняла поддерживающий ремонт откосов, береговых устоев, металлоконструкций пролетов. Например, устои стянуты металлическими бандажами, была устроена железобетонная «рубашка» с цементацией кладки устоев моста. Однако эти пусть и необходимые, но все же паллиативные меры далее нецелесообразны. Вывод специалистов неутешителен: «Эксплуатация сооружения без выполнения реконструкции может привести к мгновенному обрушению конструкций моста». Нетрудно представить последствия такой катастрофы. Это и человеческие жертвы. И полное прекращение сообщения между материковой и островной частями города. И возможная чрезвычайная ситуация со спецэшелоном, на котором транспортируются со «Звездочки» контейнеры с отработавшим ядерным топливом, - ведь вес спецэшелона значительно превышает вес обычных составов, поэтому каждый его проезд дает значительную нагрузку на мост.Суд на стороне власти
По заказу «Звездочки» разработан проект реконструкции. Предлагается строить новый, однопутный железнодорожный мост в 12 метрах от существующего железнодорожного пролета. После начала его эксплуатации существующий автожелезнодорожный мост реконструируется только под автомобильное движение с увеличением ширины проезжей части до 10 метров. Риски значительно снижаются, сроки строительства сокращаются по сравнению с другими вариантами (32 месяца), железнодорожное и автомобильное движение на время работ не прекращается, возможно поэтапное финансирование проекта. Дело за главным – финансированием. По информации мэрии, в ценах 2008 года общая стоимость работ составляла 936,30 миллиона рублей; на «Звездочке» называют еще большую общую стоимость – 1262,59 миллиона рублей. Очевидно, для города такая нагрузка непосильна: в проекте муниципального бюджета на 2010 год предусмотрены доходы в размере лишь 2,1 миллиарда рублей. Между тем в связи с акционированием «Звездочки» автожелезнодорожный мост был передан в муниципальную собственность. В связи с аварийным состоянием моста муниципалитет не согласовывал его передачу, но суд встал на сторону федеральной власти. Почему центр отказывается от участия в судьбе моста? На основании (а может, под предлогом?) «двойного назначения объекта», используемого не только для нужд предприятия, но и для нужд муниципального образования. По той же причине «Звездочке» отказано и в международной помощи по линии Европейского банка реконструкции и развития, поддерживающего ряд мероприятий по утилизации АПЛ.Тупик на мосту
- Приняв мост на баланс муниципалитета, мы проблему не решим, – высказывает позицию города мэр Михаил Гмырин. – Средства нужно искать в федеральном бюджете. И не просто искать, а требовать со стороны Минпромторговли, Минобороны, Минтранса, «Росатома». Совместно с руководством «Звездочки» мы обсуждали проблему в администрации области. Губернатор Илья Михальчук поддержал нашу инициативу, в частности, обратился с письмом к вице-премьеру Игорю Сечину. Кроме того, еще в июне 2008 года зампредседателя правительства РФ Сергей Иванов дал поручение Минпромторговли, Минэкономразвития и Минтрансу России выработать согласованную позицию по вопросу финансирования реконструкции моста. Минпромторгом совместно с администрацией области подготовлен проект постановления правительства РФ, предусматривающий включение моста в перечень объектов капитального строительства Федеральной адресной инвестиционной программы. Прошел ряд совещаний по этому вопросу. Также Минпромторгом и Минтрансом 15 июня 2009 года оформлен протокол совместного совещания, предлагающий выполнить реконструкцию моста в объеме субсидирования субъекта Российской Федерации по межбюджетным трансфертам. Но объем предоставляемых области субсидий явно недостаточен, считают в Архангельске. Возможный компромисс, о котором неофициально говорят в мэрии, – поддержка федеральным центром работ хотя бы только по строительству нового железнодорожного пролета. В самом деле, если уж речь идет о «двойном назначении» моста, то пусть и обеспечение его работы будет хотя бы распределяться между муниципальной и федеральной сторонами. Ведь тупиковость ситуации, казалось бы, очевидна для всех. Станислав ЗЕЛЯНИНПоделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта