«Солдафонский» принцип и контрафакт
Председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина на совещании в правительстве сообщила о промежуточных итогах расследования крушения. Представители МАК пришли к выводу, что самолет при взлете был полностью исправным. - Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями, перед взлетом стабилизатор и закрылки были в положении взлета, - сказала Анодина. - Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено. Авиаэксперты продолжают выдвигать новые версии причин катастрофы. Как пишет «Московский комсомолец», по мнению специалистов, к падению самолета могла привести недостаточная тяга в двигателях из-за сбоя ограничителей максимального числа оборотов. Летчик-испытатель Александр Акименков отметил, что ограничители, установленные на Як-42, были произведены в Уфе по «солдафонскому» принципу - они сбрасывают обороты не на положенные 2-3 процента, а на полную мощность. И хотя для восстановления работы нужны секунды, их могло как раз не хватить. Авиаэксперт Владимир Герасимов предлагает другую версию, согласно которой стабилизаторы могли быть установлены только на последних секундах полета самолета и это сыграло роковую роль. Как отметил специалист, в конечном счете пилоты установили стабилизаторы, как и показала экспертиза, но было уже слишком поздно. Газета «Известия» со ссылкой на экспертов пишет, что на разбившемся Як–42 могли стоять некачественные запчасти.«Между карьерой и жизнью» Тем временем эксперты начали сравнивать крушение ЯК-42 с падением под Смоленском самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. «Случившееся напомнило мне катастрофу Ту-154 под Смоленском, в которой погиб польский президент и делегация, – рассказал «Комсомольской правде» бывший летчик 415-го истребительно-авиационного полка, до 1994 года базировавшегося на аэродроме «Туношна». «Тогда пилот слепо подчинился приказам начальников, вместо того чтобы следовать инструкциям. У меня сложилось стойкое ощущение, что и в этот раз было что-то похожее: пилотов подгоняли с земли, они явно нервничали...» – отметил пилот, попросивший не называть его имя. По его мнению, пилотов «Яка» неоднократно предупредили, что проволочек при взлете быть не должно. В тот день в Ярославле ожидали прибытия гостей на Мировой политический форум, нужно было как можно скорее освободить взлетно-посадочную полосу. «Когда борт начал взлетать, опытному КВС должно было стать понятно, что есть проблемы, а они явно были, – считает летчик. – И по инструкции он должен был прекратить разгон и уйти на рулежку... И решение, похоже, пришло слишком поздно: большая часть полосы осталась позади, а скорость была еще недостаточной». И снова перед командиром экипажа встал выбор: «либо резко оттормаживаться с высокой вероятностью капотирования, что парализовало бы на несколько часов работу аэропорта, либо рискнуть». «Похоже, пилот снова выбирал между карьерой и жизнью...» – отметил собеседник газеты. Версию летчика о нервозной обстановке в аэропорту накануне крушения Як-42 подтвердил и водитель погибшей хоккейной команды «Локомотив» Леонид. По его словам, в аэропорт он привез спортсменов за 50 минут до взлета, пускали в аэропорт только по специальным пропускам, проводить спортсменов не дали ни фанатам, ни друзьям. ...А вот еще одна версия. Пилоты при взлете забыли отключить стояночный тормоз. Мощности двигателей хватило на то, чтобы лайнер тронулся с места даже на «ручнике» и начал разгон по взлетно-посадочной полосе. Однако пилотам не удалось разогнать самолет до взлетной скорости. Кроме того, из расшифровки речевого самописца следует, что перед взлетом командир лайнера приказал второму пилоту взять управление на себя, объяснив, что плохо себя чувствует.
«Левитация» Левитина После крушения Як-42 пресса заговорила о возможной отставке министра транспорта Игоря Левитина. Сообщается, что решение об его отставке (или не отставке) будет принято после его выступления перед депутатами Госдумы 20 сентября. «Новая газета» открытым текстом пишет: «Министр-катастрофа должен уйти» - и приводит 16 фактов крупнейших катастроф, затоплений и банкротств времен Игоря Левитина. Напоминая при этом, что фамилия министра всплывала и в связи со скандалами, не связанными с катастрофами. Журналисты кремлевского пула, побывавшие на месте катастрофы вместе с президентом, рассказывают о более чем странном поведении Левитина на оперативном совещании. Оно состоялось в палатке, разбитой в нескольких сотнях метров от места падения Як-42. «Насколько у него выработался ресурс?» - хмуро поинтересовался Медведев у Левитина. «Пока не выработался. Он будет выработан к концу года. А потом судно перейдет на тяжелый ремонт», - невозмутимо произнес Левитин. Это выглядело дико: обгоревший остов судна торчал из реки, а министр транспорта сообщал, что «ресурс его не выработался»… Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил в связи с требованиями отправить в отставку Левитина, что, «к сожалению, в правительстве нахождение человека на должности не связано с его профессиональными результатами». «Иначе многие члены кабинета были бы посажены», - добавил политолог. По его мнению, если Медведев хочет задобрить электорат перед выборами, он может уволить Левитина. Но, как уверен Делягин, на место Левитина неизбежно придет более некомпетентный чиновник.
Разбор полетов Во вторник Федеральная антимонопольная служба на заседании правительства представила ежегодный доклад о состоянии конкуренции в сфере авиаперевозок в России. Так как документ был подготовлен еще в конце августа, в нем не учитываются последние распоряжения президента, чем Дмитрий Медведев уже выразил недовольство. В докладе поставлена под сомнение идея президента укрупнять авиакомпании. Документ содержит прямо противоположные выводы - рынок авиаперевозок в России высококонцентрированный: 36 компаний перевозят почти 90% пассажиров, что не способствует снижению цен на билеты и повышению качества обслуживания. В выходные Медведев утвердил перечень поручений правительству . До 15 ноября министры должны принять комплекс мер по прекращению деятельности в России авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов. Правительство также должно внести в Госдуму проекты законов об изменениях Воздушного кодекса. Смогут ли наконец те, от кого это зависит, принять действительно адекватные решения? Поможет ли все это? Полетим – увидим.
Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта