Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 22 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 29 апреля 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Судьба генеральных планов

Версия для печатиОтправить статью другу
31 мая 1936 года - дата для Северодвинска историческая. В этот день Совет Труда и Обороны при Совнаркоме страны утвердил промзадание на строительство Архангельского судостроительного завода (впоследствии завод №402, ныне ПО «Севмашпредприятие»). Строительство завода положило начало новому городу, судьба которого, как и судьбы его жителей, неразрывно связана с предприятием.

УДАЧНЫМ расположением Северодвинска мы во многом обязаны комиссии по выбору площадки будущего завода, которая в марте 1936 года под руководством инженеров Тимофея Васильевича Сафронова и Владимира Полиевктовича Костенко определила место строительства. Этому предшествовало обследование 50-километрового участка Двинского залива (Зимний и Летний берег). К великому стыду нашему, благодаря некоторым «поморам», о них в городе знают меньше, чем об англичанине Ченслере, которого попутным ветром прибило не к Ягринскому берегу, а к берегу древней Нёноксы, и не с желанием открыть Поморскую землю для ее блага, а прежде всего для блага его родной Англии.

Любой завод, любой город начинается с генерального плана и продолжает развиваться в соответствии с этим документом. Основным разработчиком первого генплана завода №402 был Государственный союзный проектный институт ГСПИ-2 (в прошлом «Союзпроектверфь»). Им тогда руководил Т.В. Сафронов. Строительство города предусматривалось на о. Ягры. Позже окончательный выбор площадки для строительства был уточнен проектным институтом «Ленгипрогор» по заданию уже строящегося завода.

«Ленгипрогор» (ныне - Российский институт урбанистики) рассмотрел тогда пять вариантов строительства города:

- на материке, между Никольской протокой Северной Двины и рекой Кудьмой (кудемский);

- у Бычьей протоки на безлесье и болоте;

- на о. Ягры (ягринский);

- на острове Ягры и материке, но преимущественно на острове;

- на о. Ягры, но преимущественно на материке.

При первой оценке из пяти вариантов осталось три, а в дальнейшем рассматривались только кудемский и ягринский.

Руководители строящегося завода (И.Т. Кирилкин, В.А. Сапрыкин) настаивали на ягринском варианте строительства города. На острове для города отводилось 12 кв. километров, считая засыпку и замыв мелких речек и проток. Центральная часть города в этом случае находилась бы на расстоянии 10-12 километров от центра завода, с объездом по дамбе.

С таким вариантом и вошли в правительство, но там, рассмотрев это предложение 28 марта 1938 года, решения по варианту не приняли, потому как при обсуждении появились оппоненты, доказывающие неприемлемость ягринского варианта. Основные их доводы - строительство города на острове удаляло место жительства работающих от завода и кроме того затрудняло создание средств береговой обороны для защиты завода и города от вооруженного нападения с моря. Строительство завода, к тому времени получившего номер 402, было передано НКВД. А спустя полмесяца, 13 апреля 1938 г., по приказу этого комиссариата создалось так называемое «Строительство №203». Ему и поручалось согласование варианта городской застройки.

Архивных документов о работе с вариантами строительства города нет, поселок строителей создавался без генплана, разработка его была передана заводу только в июле 1939 года. Проектировщики «Ленгипрогора» взяли кудемский вариант строительства, но за 65 лет жизни города и его заводов практически внедрялись оба варианта, отстаивающие право на свою жизнь, - кудемский и ягринский.

Строительство предприятия началось по генплану, разработанному «Союзпроектверфью» совместно с архитектурной мастерской братьев В.А. и А.А. Весниных и опережало строительство города. Вот почему первые городские объекты были построены вблизи завода, в будущей санитарно-защитной зоне (столовая №1, дом инженерно-технических работников, коттеджи для жилья на ул. Парковой) и к 90-м годам, к сожалению, были снесены. Такому строительству способствовали геологические условия этого района - узкая песчаная коса, протянувшаяся от Николо-Корельского монастыря к деревне Малая Кудьма (ныне улица Кирилкина).

В качестве субподрядчиков в разработке первого и последующих генпланов города участвовали специализированные проектные институты Санкт-Петербурга: «Промстройпроект», «Ленводоканалпроект», «Электросетьпроект» и другие.

В октябре 1945 г. было принято решение о переработке генплана 1939 г. из расчета роста города до 100 тыс. жителей, что и было сделано к июлю 1947 г.

Основным градообразующим объектом материкового города стало размещенное по центру судостроительного завода здание заводоуправления, от которого берет начало главная улица города - проспект Ленина (бывшая ул. Арктическая), разделившая город на восточную (старую) и западную (новую) части. С северной стороны селитебную территорию ограничивает ул. Первомайская, с южной - ул. Южная. Последняя отделяла благоустроенную часть жилой застройки от частного сектора. Между улицей Железнодорожной и проспектом Ленина частные дома располагались до ул. Комсомольской; этот участок к концу 80-х годов был застроен домами повышенной этажности (микрорайон 47-55). Проектную документацию на застройку микрорайона выполнил институт «Севсудпроект», образованный в Северодвинске на базе отдела №21 «Союзпроектверфи».

В юго-восточной части города размещены объекты коммунально-складского хозяйства и местной промышленности (мясокомбинат, молочный завод, мебельная фабрика, хлебозавод). Зона внешнего транспорта примыкает к восточной части города и включает в себя железнодорожный вокзал, товарную станцию, от которой отходят пути на Севмаш, предприятие «Звездочка», нефтебазу, энергообъекты (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2). Здесь же находилась производственно-складская база основного строителя города с 1936 г. по 1995 г. - управления строительства № 19, построен старейший завод города - «Севдормаш».

Если в 1945 году причиной разработки нового генплана стала подготовка к строительству судоремонтного завода на о. Ягры (что предусматривалось еще в 1936 году как часть завода №402) и необходимость развития местной промышленности и городского хозяйства, то к середине пятидесятых годов стало ясно, что рост судостроительной программы Севмаша и переход его на строительство кораблей новых поколений даст очередной толчок к развитию города.

На 1 июля 1959 г. численность его жителей достигла 80 тыс. Поэтому в том же году утвержден генплан города на расчетную численность 130 тыс. А город все рос и рос. Генплан Северодвинска снова перерабатывался и утверждался в 1967 году на численность жителей 230 тыс. и в 1985 году - на 330 тыс.

Генплан города - основной градостроительный документ, по которому развивался город, - с 1939 г. по 1954 г. находился в ведении отдела капитального строительства завода №402. Он все это время и был организатором строительства в городе основных объектов. Затем, в 1954 году, его передали службам горисполкома. Основным застройщиком о. Ягры был ОКС предприятия «Звездочка».

По генплану 1967 года город получил сильное развитие на юго-запад и в начале 80-х годов вышел к Белому морю, на берега рефулерного озера, образовавшегося при намыве территории, шагнул за железную дорогу на Нёноксу. В этом планировочном районе размещены основные жилые массивы с домами повышенной этажности (микрорайоны 90, А-I, А-II, А-III, Б-I, Б-II).

Железная дорога на Нёноксу отсекает микрорайоны южного планировочного района и завод «Полярная Звезда» с микрорайоном К (Заозерный). Это одна из деталей генплана города, подтверждающая особенности развития его промышленности, работавшей на оборону страны. Она претерпевала изменения в зависимости от внешней политики государства, военной доктрины, технического прогресса.

Проектанты не имели возможности предусмотреть все на долгие годы. Город развивался в тесной связи с развитием военного кораблестроения и флота: потребовалось развитие ремонтной базы - построен завод «Звёздочка»; появилась необходимость приблизить к судостроительным предприятиям базу морского судостроения - построен приборостроительный завод с объектами жилья и социально-бытовой сферы. Но наиболее мощными этапами развития будущего Северодвинска стали периоды, связанные с развитием завода, с которого начинался город, переход его на серийное строительство атомных подводных лодок и наращивание мощностей предприятия при освоении кораблей третьего поколения.

За годы реконструкции и наращивания мощностей заводов города (1967-1990 годы) не только созданы современные предприятия, но и построено больше половины городского жилого фонда, доведены до необходимых норм объекты водоснабжения и канализационно-очистные сооружения, решены проблемы здравоохранения, просвещения, торговли и других отраслей городского хозяйства.

Достигнув к началу 90-х годов 250 тыс., с 1992 г. численность населения начала падать в связи со свертыванием объемов производства на оборонных предприятиях. Генеральный план, рассчитанный на город с населением ЗЗО тыс., остался нереализованным, не были построены многие объекты, как предусмотренные генпланом, так и дополнительные, «пробитые» трудом и настойчивостью руководителей оборонных предприятий и города.

Виктор ПЕТРУШИН, архитектор, ветеран Севмаша



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Непредсказуемая стихия  |
Экономика   Добавят ли «северные»?  |
Мир   Новости из портов  |  Информация с верфей  |  Вожделенные авианосцы  |  На морских широтах  |  На ТОФ гоняли субмарину  |
Северодвинск   Судьба генеральных планов  |  Корабельное рабство  |  Атомные страшилки  |  Новые жилища мальков  |  На «гражданку»!  |  Памятные вехи Севмаша  |  Урожайная весна «Звездочки»  |
Россия   «Третий торпедный аппарат - пли!»  |  Ответственный сдатчик  |  С черепом в животе  |  В Татарстане создан музей подплава  |  Появится первый холдинг  |
Общество   Воронья благодарность  |  Море Баренца  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2003
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com