31 мая 1936 года - дата для Северодвинска историческая. В этот день Совет Труда и Обороны при Совнаркоме страны утвердил промзадание на строительство Архангельского судостроительного завода (впоследствии завод №402, ныне ПО «Севмашпредприятие»). Строительство завода положило начало новому городу, судьба которого, как и судьбы его жителей, неразрывно связана с предприятием.
УДАЧНЫМ расположением Северодвинска мы во многом обязаны комиссии по выбору площадки будущего завода, которая в марте 1936 года под руководством инженеров Тимофея Васильевича Сафронова и Владимира Полиевктовича Костенко определила место строительства. Этому предшествовало обследование 50-километрового участка Двинского залива (Зимний и Летний берег). К великому стыду нашему, благодаря некоторым «поморам», о них в городе знают меньше, чем об англичанине Ченслере, которого попутным ветром прибило не к Ягринскому берегу, а к берегу древней Нёноксы, и не с желанием открыть Поморскую землю для ее блага, а прежде всего для блага его родной Англии.Любой завод, любой город начинается с генерального плана и продолжает развиваться в соответствии с этим документом. Основным разработчиком первого генплана завода №402 был Государственный союзный проектный институт ГСПИ-2 (в прошлом «Союзпроектверфь»). Им тогда руководил Т.В. Сафронов. Строительство города предусматривалось на о. Ягры. Позже окончательный выбор площадки для строительства был уточнен проектным институтом «Ленгипрогор» по заданию уже строящегося завода.«Ленгипрогор» (ныне - Российский институт урбанистики) рассмотрел тогда пять вариантов строительства города:- на материке, между Никольской протокой Северной Двины и рекой Кудьмой (кудемский);- у Бычьей протоки на безлесье и болоте;- на о. Ягры (ягринский);- на острове Ягры и материке, но преимущественно на острове;- на о. Ягры, но преимущественно на материке.При первой оценке из пяти вариантов осталось три, а в дальнейшем рассматривались только кудемский и ягринский.Руководители строящегося завода (И.Т. Кирилкин, В.А. Сапрыкин) настаивали на ягринском варианте строительства города. На острове для города отводилось 12 кв. километров, считая засыпку и замыв мелких речек и проток. Центральная часть города в этом случае находилась бы на расстоянии 10-12 километров от центра завода, с объездом по дамбе.С таким вариантом и вошли в правительство, но там, рассмотрев это предложение 28 марта 1938 года, решения по варианту не приняли, потому как при обсуждении появились оппоненты, доказывающие неприемлемость ягринского варианта. Основные их доводы - строительство города на острове удаляло место жительства работающих от завода и кроме того затрудняло создание средств береговой обороны для защиты завода и города от вооруженного нападения с моря. Строительство завода, к тому времени получившего номер 402, было передано НКВД. А спустя полмесяца, 13 апреля 1938 г., по приказу этого комиссариата создалось так называемое «Строительство №203». Ему и поручалось согласование варианта городской застройки.Архивных документов о работе с вариантами строительства города нет, поселок строителей создавался без генплана, разработка его была передана заводу только в июле 1939 года. Проектировщики «Ленгипрогора» взяли кудемский вариант строительства, но за 65 лет жизни города и его заводов практически внедрялись оба варианта, отстаивающие право на свою жизнь, - кудемский и ягринский.Строительство предприятия началось по генплану, разработанному «Союзпроектверфью» совместно с архитектурной мастерской братьев В.А. и А.А. Весниных и опережало строительство города. Вот почему первые городские объекты были построены вблизи завода, в будущей санитарно-защитной зоне (столовая №1, дом инженерно-технических работников, коттеджи для жилья на ул. Парковой) и к 90-м годам, к сожалению, были снесены. Такому строительству способствовали геологические условия этого района - узкая песчаная коса, протянувшаяся от Николо-Корельского монастыря к деревне Малая Кудьма (ныне улица Кирилкина).В качестве субподрядчиков в разработке первого и последующих генпланов города участвовали специализированные проектные институты Санкт-Петербурга: «Промстройпроект», «Ленводоканалпроект», «Электросетьпроект» и другие.В октябре 1945 г. было принято решение о переработке генплана 1939 г. из расчета роста города до 100 тыс. жителей, что и было сделано к июлю 1947 г.Основным градообразующим объектом материкового города стало размещенное по центру судостроительного завода здание заводоуправления, от которого берет начало главная улица города - проспект Ленина (бывшая ул. Арктическая), разделившая город на восточную (старую) и западную (новую) части. С северной стороны селитебную территорию ограничивает ул. Первомайская, с южной - ул. Южная. Последняя отделяла благоустроенную часть жилой застройки от частного сектора. Между улицей Железнодорожной и проспектом Ленина частные дома располагались до ул. Комсомольской; этот участок к концу 80-х годов был застроен домами повышенной этажности (микрорайон 47-55). Проектную документацию на застройку микрорайона выполнил институт «Севсудпроект», образованный в Северодвинске на базе отдела №21 «Союзпроектверфи».В юго-восточной части города размещены объекты коммунально-складского хозяйства и местной промышленности (мясокомбинат, молочный завод, мебельная фабрика, хлебозавод). Зона внешнего транспорта примыкает к восточной части города и включает в себя железнодорожный вокзал, товарную станцию, от которой отходят пути на Севмаш, предприятие «Звездочка», нефтебазу, энергообъекты (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2). Здесь же находилась производственно-складская база основного строителя города с 1936 г. по 1995 г. - управления строительства № 19, построен старейший завод города - «Севдормаш».Если в 1945 году причиной разработки нового генплана стала подготовка к строительству судоремонтного завода на о. Ягры (что предусматривалось еще в 1936 году как часть завода №402) и необходимость развития местной промышленности и городского хозяйства, то к середине пятидесятых годов стало ясно, что рост судостроительной программы Севмаша и переход его на строительство кораблей новых поколений даст очередной толчок к развитию города.На 1 июля 1959 г. численность его жителей достигла 80 тыс. Поэтому в том же году утвержден генплан города на расчетную численность 130 тыс. А город все рос и рос. Генплан Северодвинска снова перерабатывался и утверждался в 1967 году на численность жителей 230 тыс. и в 1985 году - на 330 тыс.Генплан города - основной градостроительный документ, по которому развивался город, - с 1939 г. по 1954 г. находился в ведении отдела капитального строительства завода №402. Он все это время и был организатором строительства в городе основных объектов. Затем, в 1954 году, его передали службам горисполкома. Основным застройщиком о. Ягры был ОКС предприятия «Звездочка».По генплану 1967 года город получил сильное развитие на юго-запад и в начале 80-х годов вышел к Белому морю, на берега рефулерного озера, образовавшегося при намыве территории, шагнул за железную дорогу на Нёноксу. В этом планировочном районе размещены основные жилые массивы с домами повышенной этажности (микрорайоны 90, А-I, А-II, А-III, Б-I, Б-II).Железная дорога на Нёноксу отсекает микрорайоны южного планировочного района и завод «Полярная Звезда» с микрорайоном К (Заозерный). Это одна из деталей генплана города, подтверждающая особенности развития его промышленности, работавшей на оборону страны. Она претерпевала изменения в зависимости от внешней политики государства, военной доктрины, технического прогресса.Проектанты не имели возможности предусмотреть все на долгие годы. Город развивался в тесной связи с развитием военного кораблестроения и флота: потребовалось развитие ремонтной базы - построен завод «Звёздочка»; появилась необходимость приблизить к судостроительным предприятиям базу морского судостроения - построен приборостроительный завод с объектами жилья и социально-бытовой сферы. Но наиболее мощными этапами развития будущего Северодвинска стали периоды, связанные с развитием завода, с которого начинался город, переход его на серийное строительство атомных подводных лодок и наращивание мощностей предприятия при освоении кораблей третьего поколения.За годы реконструкции и наращивания мощностей заводов города (1967-1990 годы) не только созданы современные предприятия, но и построено больше половины городского жилого фонда, доведены до необходимых норм объекты водоснабжения и канализационно-очистные сооружения, решены проблемы здравоохранения, просвещения, торговли и других отраслей городского хозяйства.Достигнув к началу 90-х годов 250 тыс., с 1992 г. численность населения начала падать в связи со свертыванием объемов производства на оборонных предприятиях. Генеральный план, рассчитанный на город с населением ЗЗО тыс., остался нереализованным, не были построены многие объекты, как предусмотренные генпланом, так и дополнительные, «пробитые» трудом и настойчивостью руководителей оборонных предприятий и города.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!