Фото из альбома Александра Токарева |
Охрипли, но сблизились
Почему километры утекали весело? А вы представьте: тесное нутро машины, дюжина людей, долгая дорога - и что же, спать? Нет, мы предпочитали петь. И нестройно голосили большую часть пути - от патриотического репертуара до шансона и частушек. Охрипли, но сблизились невероятно. Порадовало еще и то, что емецкие девчушки Аня и Маша знают наизусть, кажется, все песни военных лет! И кто там сказал, что молодежь у нас «не та»? Так что наш несущийся по трассе «болид» наверняка являлся самым громкоговорящим транспортным средством. Основательно размялись лишь раз, в селе Долматово, где вкусно пообедали и сфотографировались с кудесницами общепита. А едва вкатились на землю вологодскую, тут же с полосатым жезлом нарисовался сюрприз в лице жизнерадостного гаишника, пожелавшего отметить наше прибытие символическим – якобы не знаю за что – штрафом. Расстались полюбовно.О себе, любимых?
Вот и Тотьма. Недолго порыскав по узким улочкам, наш вездеход чинно подкатил к гостинице «Монастырские кельи», входящей в ансамбль Спасо-Суморина монастыря. Наскоро разместившись, помчались в краеведческий музей, где уже началось действо. Да, мы приехали в гости к поэту Николаю Рубцову. Здесь он жил, творил, любил, на этой земле нашел свою мученическую гибель, обретя посмертную славу. Традиционные Рубцовские чтения приобрели статус международных благодаря доктору филологии Людмиле Беженару из университета румынского города Яссы. Зачин сделан – прозвучали рубцовские строки на певучем незнакомом языке – словно ручеек по камушкам прозвенел! Выступили затем докладчики из Москвы, Питера, Вологды – поэты, критики, искусствоведы… А я сидел, впитывал, как сухая губка, услышанное и с горечью думал: почему же в моем Северодвинске так мало знают и чтят певца Русского Севера Николая Рубцова? Скрупулезно и нежно, сокровенно и мудро исследует его творческую стезю лишь уважаемый Александр Ипатов. А в основном пишущая братия предпочитает изучать… себя, любимых, да не в укор им сказано. Рядовой же гражданин, поднатужившись, вспомнит разве что «Горницу» да «Букет», да и то благодаря песням на эти стихи.И лисица из США
Пройдя гулкими музейными залами, паломники дружно отправились на реку Сухону, к памятнику поэту, где стройно звучали музыкальные темы рубцовских строчек. Высокий яр, вид акварельный, и даже ветерок стих, и комары заключили с людьми перемирие. Исполнялись песни, известные и не очень, читались стихи. Блеснул мастерством и наш Голованов: «Россия, Русь, храни себя. Храни!..» Закончилось это действие, и мы, до предела заполненные теплым светом и эмоциями, разбрелись по своим кельям. Кельи без кавычек потому, что в таковых мы и проводили вечера и ночи. Впечатляет! Ощущаешь себя если не суровым монахом, то робким послушником несомненно. Монолитные стены, узкие оконца, аскетичная обстановка и – диссонансом – веселые, наполненные поэтикой нравы. А сейчас, с позволения читателей, краткий исторический экскурс. Первое упоминание о Тотьме датируется 1137 годом в грамоте новгородского князя Святослава Ольговича. Тотьма – единственный город России, на гербе которого изображен иностранный зверь. Это черная американская лисица, бегущая на желтом поле. Тотьма – город мореходов, кои ходили и в Америку, оттуда, собственно, и привезено изображение лисицы.«Здесь мне легче дышится»
Тотьма – прелестный городок, тихий, чистенький и очень уютный. Спрятанный в зелени садов и подпоясанный серебряной лентой реки Сухоны. Мы еще вернемся сюда. А пока отправимся в село Никольское – это 90 километров ухабистой трассы. «…А еще я потому нахожусь именно здесь, что здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле». Так Рубцов писал о Никольском, или Николе, где он рос, учился, воспитывался в детском доме. Чтения продолжились во Дворце культуры села. Свои доклады по творческому наследию поэта прочли многие авторитетные литераторы. Я не люблю длинных лекций, на них всегда клонит ко сну. Но здесь подобного не наблюдалось – уж очень интересно рассказывали люди. И я с изумлением и долей стыда обнаруживал, как, в сущности, мало знаю о земляке. Благодарен поездке – теперь знаю больше. Мы побывали в музее Рубцова, основанном в 1990 году. Тихонько прошлись по залам, где-то повздыхали, над чем-то улыбнулись. Потом погуляли по селу, тихому, спокойному, освещенному умиротворенным солнцем.Светло и мудро
Все радикально изменилось, когда уже дружной, человек в сто, командой явились мы на бережок ясной речки Толшмы. Добрыми организаторами поставлен был там длинный дощатый стол, разожжен костер, где допекалась молоденькая картошечка, сколочен помост для выступающих и предусмотрены скамеечки. Тут уж чтения перешли в ранг фестиваля. Почтенные доктора, кандидаты и аспиранты, писатели и поэты наперебой читали стихи. И свои, и Рубцова. Пели песни, обменивались визитками, телефонами и адресами. Дымок костра смешивался с прозрачным туманом, вплетался в голубое марево перелив звонких песен, собачий лай из близких деревень да комариный писк. Спел несколько песен на стихи Рубцова и я. Как же это было здорово - исполнять песню про Николу в этой самой деревне! И очень волнительно. С заходом солнца завершился этот незабываемый творческий вечер на берегу реки. На этом, собственно, и закончился наш культурный вояж под лозунгом рубцовской строчки «Стихи из дома гонят нас». Можно снова отщелкивать километры. Но… Но как раз в субботу, 13 августа, в Тотьме открылась знаменитая Преображенская ярмарка, приуроченная к Дню города. Ну разве можно пропустить такое? Да никогда! И добрые полдня мы ходили, смотрели, слушали, покупали… Размеры ярмарки впечатлили. На несколько кварталов и улиц – торговые лотки. Кругом веселые люди, аромат цветов, свежевыпеченного хлеба, песни и танцы на эстраде городской площади. Светло и мудро глядели на копошащийся людской муравейник купола тотемских церквей. Ну вот и все. Снова дорога, те же полсуток пути. Те же мажорные песни осипшими голосами. Но добавился весомый, да вовсе не обременительный груз. Груз эмоций, впечатлений, калейдоскопа лиц, разговоров, смеха, музыки. И - приглашения от москвичей, вологжан, тотьмичей, емчан, холмогорцев…. В какую сторону протянется светлая дорожка в следующий раз – кто знает. Но то, что новые встречи будут, очевидно.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта