Первый билет на последний сеанс
Что же касается упомянутой юбилейной даты, то день 23 февраля 1952 года в нашем городе ознаменовался большим событием. При стечении народа Ивану Михайловичу Визжачему, курировавшему строительство, был вручен символический ключ от кинотеатра, названного «Родиной». Так городской кинотеатр впервые обрел не только собственное здание, но и получил имя. После этого Ивану Михайловичу довелось руководить им еще почти четверть века. В тот же день, как и полагается, прошла небольшая торжественная часть. Состоялся первый, бесплатный сеанс для тех, кто строил здание. На торжестве многие горожане впервые увидели и нового директора завода Евгения Павловича Егорова. Не все, правда, получилось у организаторов торжества, как задумывалось. Не удалось получить подходящий фильм. Все художественные картины областной конторой Главкинопроката расписывались строго по числам еще за месяц. Назвать же заранее точную дату открытия нового кинотеатра было нельзя. У строителей поначалу не все ладилось. И несколько дней на экранах «Родины» демонстрировался только документальный фильм «Мастера Малого театра». Но и он шел при полном зале. Прокат же первой художественной ленты «Песни на улицах» состоялся через четыре дня. А в первомайские дни показывали уже полюбившиеся зрителям картины «Два бойца» и «Первая перчатка». Их в те дни увидели более двух тысяч молотовчан. Сейчас это даже трудно представить. Но тогда, в начале и середине 50-х годов, наиболее интересные фильмы шли при переполненном зале, даже на сеансах, начинавшихся с полуночи. На эти просмотры мы с друзьями обычно попадали после занятий в вечернем техникуме. Правда, половину этих фильмов я проспал.На афише – знак вопроса
Кино в те дни во всей стране было любимым зрелищем. В первые послевоенные годы люди всех возрастов с большим удовольствием смотрели кинокомедии «Беспокойное хозяйство», «Близнецы», «Сердца четырех», «Поезд идет на Восток». Чуть позднее на экраны вылился поток зарубежных фильмов. Пользовались успехом «Девушка моей мечты», «Три мушкетера», «Знак Зорро», «Индийская гробница», «Приключения Тарзана» и еще многие зарубежные картины, которые молодые зрители стремились посмотреть не один раз. Кстати сказать, с зарубежными фильмами время от времени случались различные парадоксы. Иногда одни и те же фильмы в разное время поступали с разными названиями. Однажды, проходя мимо театра, я увидел странную афишу. На рекламном щите крупными буквами было написано: «Сегодня новый заграничный фильм», а чуть ниже, где обычно писалось название фильма, красовался огромный восклицательный знак. Поначалу никто не мог мне объяснить, что бы это значило. Потом мое недоумение развеял Вова Тархов, с которым мы некоторое время в пятом классе сидели за одной партой: «Названия писать нельзя, американцы требуют платить за них большие деньги». Его папа работал директором кинотеатра, и во всем, что касалось кино, Вова для меня был непререкаемым авторитетом. Тот период оказался не очень долгим. Вскоре зарубежные фильмы стали вновь рекламироваться без всяких ограничений. Но каждая лента при показе предварялась титром: «Этот фильм захвачен в качестве трофея…» Правда, тут опять было не все понятно. Почему трофеями считались не только немецкие, но и американские, французские фильмы? Ведь каждый школьник знал, что американцы и французы во время войны были нашими союзниками. Ответ на этот вопрос довелось услышать от приезжего московского лектора, пояснившего, что знаменитая студия DEFA находилась на территории, куда вошли советские войска. А в фондах этого концерна находилась большая коллекция фильмов всех стран.Дефицит, рынок, надежда…
Все это великолепие «крутили» не только в кинотеатре. Замечательный зал был в пристройке клуба Горького. Его оборудовали в 1946 году. С удовольствием народ смотрел кино и в клубе строителей. Кино приходило даже на дом. По молодежным общежитиям ездили две кинопередвижки. И все равно этот вид искусства был в дефиците. Поэтому «Родина» тоже не пустовала. Билеты перед сеансом купить удавалось редко. Их распространяли в организациях, заводских цехах, продавали по предварительным заявкам. Фраза «Нет ли лишнего билетика?» на крыльце кинотеатра звучала часто. Мальчишки той поры наверняка запомнили, как им приходилось задолго до открытия кассы стоять по воскресеньям в очереди за билетами для семейного культпохода. Где-то в конце 60-х – начале 70-х годов зрителей на сеансах изрядно поубавилось. То ли фильмы стали похуже, то ли пришел в дома могучий конкурент – телевидение. А часть зрителей отобрал к тому же гигант «Россия». Но и после этого был еще один звездный час «Родины». В 80-е годы кинотеатр перепрофилировался в детский. И немало усилий пришлось затратить Майе Ивановне Кокошицкой – директору тех лет, чтобы он превратился в настоящий детский очаг культуры. Перед началом фильмов выступали журналисты, писатели, известные в городе и области спортсмены, проходили блицконкурсы, проводились игры. А потом свое черное дело совершила «перестройка». Кино из «Родины» исчезло. Там функционировал один из рынков. И все же «Родина» выстояла. В начале нынешнего века торговые ряды были ликвидированы. В июле 2003 года в торжественной обстановке отмечалось второе рождение кинотеатра, теперь уже кинокомплекса. Наступает и новый этап возрождения «Сириуса». Сейчас там идет ремонт, и есть надежда, что в ближайшее время этот кинотеатр будет принимать зрителей под своим первоначальным именем - «Россия». Вот такое кино!Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта