Фото из альбома Викентия Васендина |
Минорка, хромка и зеркальца
- Викентий Степанович, сколько инструментов в вашей коллекции тальянок? - Восемь. Было больше, но часть подарил коллегам. - Зачем вам столько? - Они же разные. Тальянку - прабабушку всех наших северных гармоней - каждый мастер делал по-своему. Первый инструмент появился у меня около 40 лет назад. Это двухрядная тальянка, 14 клавиш, с колокольчиками. Такие, как эта, делали по реке Вага - от Шенкурска до Вологодчины, моей малой родины. Самые лучшие мастера были в Верховажском посаде. В 1967 году и в Вельске готовились к 50-летию советской власти, и я написал сценарий «Деревенских посиделок»: вырос-то не на асфальте, видел, как они проходили. Понадобилась тальянка, поехал искать, нашел в деревне Вельского района. Реставрировал. И теперь не расстаюсь с ней. Уникальный инструмент. Первый в моей коллекции по счету и по значению. Большой музыкант просил отдать, я отказал. Другая двухрядка - из-под Тотьмы - тоже уникальная: вся в зеркальцах. На Северной Двине делали однорядные тальянки (у них меньше возможностей), на Виледи - трехрядные. Я все образцы северных тальянок собрал. Есть еще так называемая минорка - однорядная гармошка, которая меньше хромки, но больше тальянки. У всех тальянок только мажорный строй, а тут - то и другое. Где-то мне не продавали инструменты, но в основном прощались с ними, не нужны были - они не работали, я приводил их в порядок. Рабочие тальянки очень редко встречаются. - Кто вас научил реставрировать? - Сам научился. Нужда заставила. До сих пор приходят с просьбами отреставрировать, помогаю чем могу. А мне ведь уже 88 лет… - Вроде бы что особенного в тальянке, все просто, а за душу берет. Может быть, какая-то загадка есть в этом инструменте? - Он изготовлен из меди - и планки, и голоса. Звучание мягкое-мягкое, приятное. Тальянка лечит. У меня и десяток гармошек, но к ним давно так не тянет, как к тальянкам.Нас «покрошили»
- На Великой Отечественной войне вам было, наверно, не до песен и частушек? - О фронте я очень редко рассказываю… В 1940 году после окончания военного училища (наш выпуск был досрочным) меня, лейтенанта-пехотинца, отправили в Прикарпатье - в Перемышль. Мы продержали границу до четырех часов дня, потом пришлось отходить. Очень сильные бои были подо Львовом, Винницей, особенно на подходах к Киеву. Не успевали тогда хоронить людей и похоронки выписывать. Вот откуда пропавшие без вести… 6-я и 12-я армии попали в окружение, и вырваться почти никому не удалось. Из кольца я выходил вместе с поэтом Евгением Долматовским, который впоследствии рассказал о тех днях в своей прозе. В три часа ночи мы, без пополнения, пошли в психическую атаку. Нас «покрошили». Меня ранило в голову. Я направился в Белоруссию, так как слышал, что там создаются партизанские отряды. Дошел. - В одиночку к своим пробирались? - Да. Месяцами. Окольными путями. В партизанах был около месяца. Потом, во время московского наступления, мы соединились со своими войсками. И опять кутерьма: «органы» увезли на спецпроверку. Потом меня отправили в Архангельский военный округ, а многие после той проверки ушли в тюрьмы и лагеря. А чем были виноваты солдаты, что попали в окружение?.. Я больше не воевал, был начальником части Онежского райвоенкомата. Есть и другие трудности в жизни. Жена пять лет назад умерла… Но без помощи не живу. Невестка, Екатерина Альфонсовна, вдова старшего сына, приезжала из Архангельска картошку посадить. Копать надо будет «второй хлеб», опять же с помощью невестки, да и друзей у меня много…Путин с настроя не сбил
- Потом, когда в Вельской средней школе (после окончания физкультурного техникума) вели вы уроки физической культуры, вас как музыканта не знали? - Знали. Я уроки под баян проводил. Работал и директором детской спортивной школы. Затем - по рекомендации райкома КПСС - направили меня на ремонтно-механический завод, где я около десяти лет был секретарем партийной организации. - Когда вы стали известным человеком? - Узнали меня, когда стал вы¬ступать на фестивалях «Жемчужина Севера» и конкурсах «Играй, гармонь». Объехал всю область - от Нарьян-Мара до Виледи. Получил приглашения в Ленинград, Минск, Ярославль, Москву, Иваново, Новосибирск, в Академгородке выступал. В Прокопьевске мне вручили знак «Шахтер Кузбасса» и наградили шахтерской лампочкой. Где ни ехал - в поезде, автобусе, - слышал: «О! Знаменитый гармонист!..» Письма получал (и до сих пор идут) из Сибири, из Курской области, люди спрашивают: мы тоже Васендины, не родственники ли?.. В гости приглашают. Кто из них однофамильцы, а кто и родственники, родни прибавляется. Говорили мне, что по заграничному радио меня слышали. В Вельске раньше я играл и пел с хором ветеранов «Златые горы». Потом - с коллективом «Душечка», который создали четыре вельчанки. Ежегодно у нас проводится фольклорный фестиваль в честь Кирилла Вельского, я его участник. В архангельском госпитале для ветеранов в кардиологии мы, люди моего поколения, поем да и пляшем даже. - Расскажите, пожалуйста, как вы перед Путиным, Лужковым и Алексием Вторым выступали. - Это было в Москве в День города. Я получил персональное приглашение участвовать в нем. Сначала один выходил на площадь у мэрии, а потом с каргопольским мальчишечкой Матвеем Горшковым. Президент, мэр и Патриарх сидели от меня в восьми метрах. Переговаривались. Улыбались. Алексий то к Лужкову повернется, то к Путину. Я им свою частушку спел про то, что в Москве большие люди - «хорошие ребята», Путин, Лужков, но надо бы увезти их в Архангельск - «поморозить мужиков». - Зачем их морозить? - Чтобы больше думали об Архангельской области. - Коленки ваши не дрожали перед концертом? - Наверно, всякий артист волнуется. Но я научился настраивать себя. Получается. Путин меня с настроя не сбил. Главное начать, а потом все пойдет. Но беда в том, что возраст-то солидный, частушки выпадают из памяти, приходится на ходу сочинять, рифму искать. - Самые памятные для вас концерты какие? - В Колонном зале - два раза я там был. - Ваша книжка частушек хорошо ли разошлась? - 300 экземпляров только, дак мгновенно раскупили. - Там те частушки, которые вы сами написали? - Не только. И те, которые я собирал и в Архангельской, и в Кировской, и в Вологодской областях. На диктофон записывал. В Америке его купил в 1990 году, когда у нас диктофон был еще редкостью. Частушку спеть?Я, конечно, парень бравый И фартовый - хоть куда. А от девок нет отбоя, Просто чистая беда.
А приятно. - Во многих ваших частушках в конце что-то вроде резюме, комментария, это вы не поете, а проговариваете. Где такая фольклорная традиция есть? - Я сам так пишу. В Вологде стали так же сочинять. - Книжку бы надо переиздать… - Да. Нужно бы издать и мой комплекс упражнений и самомассажа для пожилых людей - тут соцзащита обещает помочь. - Вы научились плести из бересты, корня, резать по дереву. Но это в прошлом? - Нет. Могу, например, кухонную доску сделать… А сколько я подарил хорошим людям очечников, бус, солонок, серег! Особенно лапти мои нравятся: дома их надевают вместо тапочек, это лечебная обувь. - Сколько вы выучили тальяночников? - Пятерых. Хорошо играть на тальянке сложно: на каждую клавишу - две ноты, надо мехом работать. Так что пятеро - это немало.
Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта