Бог дал нам все, и было бы глупо этого не замечать, считает генеральный директор горнолыжного комплекса «Малиновка» Олег Воробьев
Зал бракосочетаний: любовь не остынет. Фото Владимира Ларионова
Для любителей покататься с ветерком это место - намоленное. В выходной день с хорошей зимней погодкой сюда, в устьянскую «Малиновку», приезжает до семисот отдыхающих. Кстати, и наш брат-северодвинец дорогу сюда знает.
Мы, командированные в Устьянский район журналисты «Вечерки», не рискнули прикоснуться к экстремальному туризму даже посредством ребячьей «ватрушки». Зато взяли интервью у директора и владельца лыжного центра «Малиновка» Олега Воробьева.
- Олег Васильевич, почему лыжи? Почему горнолыжный центр? Вы, наверное, давно со спортом дружите?
- Да, в юности я лыжами серьезно занимался. Когда учился в ПТУ №1 на электрогазосварщика, выступал в составе сборной и за Северодвинск, и за область. Тогда в городе была мощная спортивная база. Но и сейчас, на мой взгляд, наблюдается активное физкультурное движение образца 80-х.
- Спасибо за комплимент Северодвинску. Расскажите вкратце о «Малиновке».
- «Малиновку», конечно, тяжело назвать профессиональным горнолыжным курортом. Что природа дала, тем и довольствуемся, позиционируя себя как центр лыжного спорта. Здесь есть лыжный стадион, гора, скоро начнем строить сноубордпарк, отвечающий международным требованиям. Поскольку Устьянский район находится вдалеке от людского потока, решили с ходу взять высокую планку. Не хотим, чтобы гости уезжали отсюда разочарованными.
- А откуда к вам в Устьяны турист едет?
- Пока «Малиновка» - курорт выходного дня: приехал-покатался-уехал. Поэтому основной приток туристов – с юга Архангельской области и с Вологодчины. Основная задача 2010 года – закончить обустройство шестидесяти рубленых коттеджей на 150-160 человек в районе горнолыжной трассы и начать отделку VIP-гостиницы с банным комплексом. То есть в будущем сюда можно будет приезжать издалека и надолго.
Олег Воробьев. Фото Владимира Ларионова
- Слышала, у вас горы планов. Готовы замахнуться на очень серьезный спортивный проект?
- По сути, мы уже начали строить в Устьянах лыжный биатлонный центр федерального уровня, который может стать основной учебно-тренировочной базой для профессиональных биатлонистов. Полагаю, мы всем в стране успели доказать, что в Архангельской области такой центр просто необходим. Я плотно общаюсь по этому вопросу с российским Олимпийским комитетом, лыжной федерацией и союзом биатлонистов РФ.
- Результаты уже имеются?
- Сделан самый главный шаг – пройдена гомологация лыжни. Дело в том, что все профессиональные лыжные трассы должны быть выполнены в соответствии с требованиями международных спортивных федераций. Одним словом, должны пройти так называемую гомологацию. И на сегодня мы - единственные в России, кто имеет девять гомологированных лыжных трасс. Даже Сыктывкар, прекрасное место, где проводятся чемпионаты страны, где выращена плеяда олимпийцев, таких трасс не имеет.
Буквально в конце прошлого года в Олимпийском комитете я получил соответствующие документы. Но пользы от этого не будет до тех пор, пока не образуется инфраструктура лыжного стадиона и гостиничного проживания.
- А это большие деньги… Я права?
- Разумеется. Лыжный биатлонный центр в Устьянах я вижу мощным спортивным комплексом с бюджетом до 1 миллиарда рублей. Есть шанс попасть с этим проектом в федеральную целевую программу, однако сейчас нашу карту может сбить сочинская Олимпиада - туда направлены все спортивные финансовые потоки.
- Олег Васильевич, а регион с этим помочь может?
- Недавно у нас побывал губернатор. Михальчук, конечно, двумя руками за этот проект, и все же финансовые возможности регионального бюджета сейчас, сами понимаете, более чем скромны. Но руки опускать мы не станем. Бог дал нам все, и было бы глупо этого не замечать и не пользоваться. Ну а сложности? Так я к ним давно привык!
Записала Наталья КОЛОГРЕЕВА
«Малиновка» со льдом
Мороз и солнце - спуск чудесный! Фото Владимира Ларионова
«Плющенко – второй», - сообщает нам ранним утром телевизор в гостинице поселка Октябрьский. Первая надежда не оправдалась. Зато метеопрогноз, увы, сбылся. Сегодня, 19 февраля, в Устьянах минус двадцать пять.Имени Розы
Чего не хватает трассам, нам только что Олег Воробьев рассказал. «Ну и мужик у вас! Ценят его устьянцы?» - интересуюсь у давнего знакомого и сегодняшнего нашего помощника Михаила Буторина. «Уважают», - уточняет Михаил Николаевич, бывший редактор здешней газеты.
Из прочих местных я знаю только имя Розы Шаниной. Тоже благодаря спорту. Ее имя областным лыжным гонкам давным-давно присвоено. Достанься этой мужественной девушке наше время, она вполне могла бы стать заслуженной биатлонисткой. Но Роза родилась в 1924-м, погибла в 1945-м, успев убить 54 фашиста, двенадцать из которых тоже были снайперами.
А про современника Воробьева впервые довелось услышать лет семь назад, коллега рассказал про бизнесмена, который собирается в глубинке всероссийского уровня лыжную базу отгрохать, для олимпийского резерва. Первым делом тогда, конечно, вспомнились Нью-Васюки...
С точки зрения «чайника»
На лыжно-биатлонную базу мы решили не заворачивать — сегодня там точно никого нет. Едем в центр горнолыжного спорта «Малиновка». Пятнадцать километров от поселка Октябрьский по хорошему асфальту и: «Ух ты!» Не то чтобы я особо впечатлительная особа, просто горнолыжные красоты до этого только по телевизору видела.
Бугельный подъемник поднимет тебя наверх, если ты на лыжах, сноуборде, или на «ватрушке». На своих или взятых напрокат на базе. Там есть все, что нужно. И тренер для «чайников». «Ратрак – снегоуплотнительная машина, в области больше таких нет», - объясняют нам, что это такое мощное и красивое ползет в гору своим ходом. Еще где-то стоят пушки, которые при нужде за три часа весь скат снегом собственного производства укутают.
У ватрушечников своя зона. Для горнолыжников спуск – 470 метров, перепад высоты - 100. Если снизу смотреть на высоту и ширину снежного поля, представить себя «чайником» на лыжах совершенно не страшно. И наверху тоже вполне безопасно можно помечтать.
В выходные и при более подходящей погоде у подъемника, бывает, собирается очередь. Сегодня, в морозную пятницу, он на полную силу работает для трех смельчаков. Очень приятно за их спусками наблюдать из теплого кафе на вершине, под домашние пельмешки и чай с блинам рассуждая об активном отдыхе. «Вся база и для одного человека работать будет», - объясняет принцип уважения отдыхающих Олег Воробьев.
Где рыжики росли
- Сам бог велел вам здесь развернуться, - даже сомнений у меня нет, что бизнесмену оставалось большие миллионы потратить «только» на облагораживание и механизацию дивного вида подарка природы.
- Три года назад здесь лес стеной стоял. И рыжики росли. Даже самые близкие мои друзья не верили, что все получится.
Поперхнувшись чаем, уже по-другому смотрю в окно, на то, что есть и будет.
А рядом с «Малиновкой» Воробьев собирается построить этнографическую деревню, завести в ней домашнюю живность, запустить водяную мельницу, а также организовать ликбез для туристов по посеву льна. Как рвет из рук такие предложения турист, особенно иностранный, мне столичные туроператоры рассказывали. Истосковался народ по тому, чего и не видел никогда, по исконно русскому.
- Недавно я из Сочи вернулся, - рассказывает Олег Васильевич. - Предлагал там наши рубленые домики поставить, чтобы на Олимпиаде свое, русское было. Смешно сказать, иностранцы меня быстрее поняли, чем отечественные чиновники. Обидно, но Красная Поляна будет австрийская, каркасно-щитовая.
Хорошо, что проиграли
И в завершение спортивной части командировки позволю себе высказаться на злобу дня: хорошо, что Олимпиаду мы продули. Потому что если бы персональная крепость духа спортсменов каким-то чудом оказалась сильнее законов бардака, опять бы все закричали: «Вперед, Россия!» И те, кто болеет за спорт, и кто зарабатывает на нем, и кто ворует. А позор оставляет надежду на перемены, на то, что обратит государство внимание в том числе и на предпринимателя Воробьева, уже многое предпринявшего ради будущих побед России. Во всяком случае, устьянским детям есть где влюбиться в лыжи.
Сугроб на десять комнат
А на «сладкое» у нас холодное - снежный отель. Он здесь же, в «Малиновке», у подножья горы.
Чистого снега пиар-проект, придуманный зам. главы района Ольгой Ижмецовой, архитектором Кириллом Баиром и, естественно, Воробьевым. Задача была ими перед собой поставлена изобрести небывалое, чтобы об Устьянах заговорили и заметили возможности «Малиновки». Придумали и первыми в России сделали, благо, сразу было ясно, кто три миллиона рублей даст. Теперь Устьяны - в Книге рекордов Гиннесса. В день открытия отеля пришлось автостоянку дополнительную расчищать. Ждали полтысячи автомобилей – приехало в два раза больше.
Прислушавшись к совету, возвращаемся к необитаемому отелю, когда сверху зажглись звезды, снизу – разноцветные фонари, а мороз еще сильнее жжет. «Вы-то как?» - спрашиваю экскурсовода Ольгу, с которой бежим на осмотр. «Нормально. Утепляемся. И вы, смотрите, не замерзните». - «Да мы-то привычные. С Крайнего Севера».
«Свадьба в «Малиновке»
Если сверху смотреть на отель, то он в форме сердца выложен. Если вокруг бегать - похож на одноэтажный муравейник с десятью входами. Из четырех с половиной тысяч кубометров снега, пятисот кубов льда, обычного и специально выращенного под Москвой, 80 мастеров и подмастерий в рекордно короткий срок вырезали, вылепили, отлили холодную красоту комнат, келий и залов.
Если из одной двери в другую нырять, то все удобства снежно-ледяные найти можно. Кровать есть, ванная, унитаз. Для детей — игровой зал. Физзарядку можно сделать в спортивном кабинете Деда Мороза. Отдохнуть - в ледяном баре. По выходным Снегурочки продают здесь согревающие напитки.
Самый торжественный и красивый — зал бракосочетаний. Одну свадьбу в «Малиновке» уже сыграли. С представителем загса и маршем Мендельсона. Правда, первую брачную ночь молодые решили все-таки провести в поезде Воркута-Москва.
Пока не растаяло
- А на ночь к нам через два дня семейная пара приезжает, - рассказывает Оля.
К их услугам — кровать, спальные мешки и глинтвейн, если вытерпят до утра. С них — десять тысяч рублей.
- Это келья «Троица». Ледяные скульптуры с иконы «списаны». Как сказали их авторы, здесь может душа отдыхать.
Как задумали те же авторы, в соседнем закутке - отдых для тела. Прости, Господи, в гробу прозрачном. В нем даже невесту видели, присаживалась, говорят. «Многие ложатся даже. Очень популярное место».
А еще при снежном доме имеется кинозал. Каюсь, туда заглянуть сил не осталось, сбегаю от красоты. «Южанке» Оле-то что, она в валенках.
Отель будет работать ориентировочно до 30 марта, а потом — таять.
* * *
...Уезжаем мы из Октябрьского под растерянное пиканье градусника редакционного авто. Электроника иностранная отказывается понимать температуру ниже сорока градусов. А воспоминания увозим теплые. Об аккуратности поселка, о том, какую красоту ему подарила природа и как обустроил ее человек. Повезло Устьянам с ним.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!