В сентябре 2007-го отметит 70-летие Северодвинский театр. Он старше города на год - об этом северодвинцы знают с детства. Менее известно, что возник наш театр на основе трама - областного театра рабочей молодежи. Если об этом вспоминают, то очень коротко - вероятно, по причине нехватки сведений.
Попробую, однако, обобщить имеющийся материал по траму, с тем чтобы... выправить несправедливость, пускай и невольную.ТЕАТР рабочей молодежи появился в Архангельске в сентябре 1929-го. Вообще, рубеж 30-х годов - это пик трамовского движения, время его наибольших успехов. Трамов по стране множество. Организационные принципы театра рабочей молодежи, его идеология и поэтика уже совершенно определились. Впрочем, с идеологией всё было ясно с самого начала. Трам - пропагандист комсомольской точки зрения на те или иные вопросы общественной жизни. (Характерен лозунг, выдвинутый ленинградскими трамовцами в сезоне 1926/27 года: «Театр на баррикады нового быта!») Архангельский трам создан по инициативе краевого комитета ВЛКСМ.В организационном плане трам - творческое объединение трудящейся молодежи, в нашем случае преимущественно с лесозаводов. Иными словами, это самодеятельный театральный коллектив, однако многие трамы стали со временем профессиональными театрами.Художественные особенности театров рабочей молодежи наиболее отчетливы были в творчестве самого именитого из них - Ленинградского (образован в 1925-м). Эти особенности таковы. В основе спектакля лежал сценарий на молодежную и злободневную тему, создававшийся «своими» авторами при непосредственном участии театра. Во многом это был театр маски: политической (капиталист, вредитель и др.) и бытовой, «комсомольской» (серьезный комсомолец-активист, «бузливый» паренек, хулиган и т.д.). Актерский профессионализм скорее осуждали, видя в нем «испорченность». Распределение ролей было типажным, драматические ситуации - близкими исполнителям. В постановках Лентрама доминировал не актер, а режиссер, который ставил синтетический спектакль - с песнями, танцами, физкультурными упражнениями. Со сцены лучился оптимизм.В 1928-1929 годах в репертуаре Лентрама появляются «диалектические представления» по пьесам Н. Львова «Плавятся дни» и «Клеш задумчивый». Для истории Северодвинского театра очень интересно второе из этих названий.Целью диалектического представления был показ общественного явления в его сложности, противоречивости. В спектакле «Клеш задумчивый» разбиралось социалистическое соревнование. Ситуация выглядела парадоксальной: молодежная бригада стремилась к победе в соревновании, но из меркантильных соображений. Не менее противоречивы основные герои: он - комсомолец, изобретатель и при этом рвач; она - «усталая» комсомолка (усталая в морально-политическом плане).Имелись «наплывы», любимые трамовским движением: здесь это воспоминания, а, скажем, в спектакле «Плавятся дни» были и «проекты в будущее» - возможные варианты развязки (привет от Лентрама Джону Фаулзу и «Подруге французского лейтенанта»).На ленинградцев ориентировались, им подражали. С этого начали и в Архангельске. Осенью 1929 года местные трамовцы приступили к репетициям пьесы «Клеш задумчивый». Работа протекала в бывшей лютеранской церкви, где сейчас находится малый зал областной филармонии. Первый адрес Северодвинского театра: город Архангельск, улица Карла Маркса, 3.В начале следующего года сыграли премьеру. Затем поставили еще несколько агитационных пьес. Актеры репетировали и выступали в спектаклях «без отрыва от производства». Любительский период трама заканчивается в 1933-м, театр получает статус профессионального. Но свой первый юбилей - пять лет - этот профессиональный театр встречает... без стационарной площадки. Вместо целого здания кирхи в его распоряжении остается лишь малая часть. По сути, сделавшись передвижным, трам показывает спектакли то в клубах лесозаводов, то на сцене архангельского кинотеатра «Ударник»...А в это время в трамовском движении значительные перемены. Их отсчитывают от постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», принятого 23 апреля 1932 года. Трамы перестроились в сторону профессиональной учебы и традиционной драматургии, в том числе классики. В репертуаре Архангельского трама возникли «Недоросль», «Ревизор», «Тартюф». Известно, что оформили «Тартюфа» по материалам Михайловского театра. Тут надо пояснить, что петербургский Михайловский театр - это императорская франкоязычная сцена, закрывшаяся в феврале 1917-го. Нельзя представить ничего более далекого от трамов, какими они были в конце двадцатых годов. Но «перестроившиеся» трамовцы, работая над «Тартюфом», не считали зазорным обратиться к опыту тех, кто знал в Мольере толк. Точнее, к их опыту «передачи эпохи». И появился, например, задник-гобелен с танцующими нимфами. Акценты же в пьесе расставлялись, наверное, собственные, не михайловские. Один из зрителей «Тартюфа» в Архангельском траме писал в газете: «Зал покидаешь с возросшим чувством вражды к проповедникам религии» («Советская мысль», 29 октября 1936 года, Великий Устюг).«Передача эпохи» делается важной задачей для трама. Декорация - бытовой павильон, где актеры раскрывают характеры и извлекают уроки для советского зрителя, - вот то, что в цене во второй половине тридцатых. Фоном - борьба с формализмом. Как «хорошее», так и «плохое» было в последнем сезоне Архангельского театра рабочей молодежи - сезоне 1936/37 года. Весь он прошел на гастролях: с октября по апрель - Великий Устюг, в мае - июне - Онега. Трудились интенсивно. В Великом Устюге было сыграно 174 спектакля, осуществлен ряд постановок. Директор и худрук трама В. Соловьев сетовал, что вместо полутора-двух месяцев над пьесой работали по три и даже две недели, иначе «хозяйственный прорыв». Но что примечательно, в таких тяжелых для творчества условиях трамовские режиссеры отнюдь не халтурили, предлагали яркие, а иногда и смелые сценические решения. Пьесу К. Гольдони «Лжец» режиссер В. Новицкий поставил в духе комедии масок. Текст «Воспитанницы» А. Островского он дополнил некой своей «импровизацией». Местная газета такой подход не одобрила. Директор в порядке самокритики признал «грубые творческие ошибки и идеологические вывихи» в спектаклях «Женитьба Бальзаминова», «Таланты и поклонники», «Лжец». И однако этот самый «Лжец» будет открывать театр на Судострое!Директор признал и «допущение превалирующего внимания классикам». Помимо названных классических пьес в репертуаре сезона «Памела Жиро» Бальзака - мелодрама о благородной цветочнице, а также «Тартюф», Пушкинский и Чеховский вечера. «Серьезная» советская пьеса всего одна - «Слава» В. Гусева. Тяжелому положению английского пролетариата был посвящен спектакль «Сэлли» (авторы драмы или мелодрамы Р. Гоу и В. Гринвуд). Действительно, перекос в классику налицо - любопытный зигзаг для театра рабочей молодежи.Тот сезон закончился 30 июня. А вскоре Архангельский трам переехал в поселок Судострой - насовсем. Счастливый шаг и для поселка, и для театра. Не будь этого переезда, что бы с ним стало? С театрами рабочей молодежи по всей стране происходили какие-то манипуляции. Прославившийся Лентрам соединили с ленин-градским Красным театром - образовался Театр имени Ленинского комсомола. Архангельский трам могли просто расформировать. Но в устье Северной Двины начал строиться город...Прибыв на Судострой, трам поменял лишь название - репертуар, труппа, администрация и книга приказов остались те же. Имела место «переброска театра» (формулировка в одном из приказов), а не организация нового. Таким образом, Северо-двинский театр - это переименованный Архангельский трам. В сентябре 2007-го ему исполнится не 70 лет, а 78. Но мы, северодвинцы, в полном праве отмечать 70-летие открытия театра в нашем городе.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!