Он никогда не считал себя ни продюсером, ни звукорежиссером
Когда он за пультом, моя группа на сцене спокойна, потому что уверена: звук в надежных руках. Гитарные соло не будут задавлены грохотом барабанов, а слова, все до единого, дойдут до слушателя. Михаил Мардер в музыкальной среде нашего города человек известный: главный организатор рок-концертов, звукорежиссер и басист группы «Игрушки». А еще, при всей его скромности и нежелании признавать свои заслуги, именно он «виноват» в подъеме северодвинского рок-н-ролльного движения и выходе его на более высокий, качественный уровень.- МИША, многие знают и помнят тебя как басиста легендарной группы «Ангел дорог». С кем ты еще играл, с чего все начиналось?- Если говорить о самом начале, то с музыкальной школы. Я учился играть на скрипке. Не дотянул одного года, бросил. Может, зря. Просто в том юном возрасте я еще не понимал, зачем мне это нужно. Будучи старшеклассником, занимался в духовом оркестре и эстрадном коллективе Сергея Гнатюка в ДК Ленкома. Играл на дудках, барабанах, тромбоне. Впервые взял в руки бас.- Почему ты остановился именно на этом инструменте, а не стал, например, барабанщиком?- Даже не знаю. Душа лежала к бас-гитаре. Все остальное было как-то несерьезно. Может быть, мне было проще его осваивать после скрипки. Ведь первый мой бас был безладовым, а у скрипки тоже нет ладов.- А как ты приобрел свой первый инструмент?- Купил в ресторане «Приморский» у музыканта Коли Пономарева. Это был мастеровой бас. Я очень долго на нем играл. А пятиструнный «Ibanez» появился относительно недавно, когда стал участником «Игрушек». - Вернемся к твоему творческому пути. Что было дальше?- Дальше я влился в коллектив Валентина Жолобова «Числа». Пришел в то время, когда они работали в стиле фолк-рок. В 1991 году мы вместе записали в цигломенской студии, единственной на тот момент в наших краях, интересную и по сей день пластинку «Числа». С 1991 по 1996 годы мой музыкальный путь связан с группами «Посторонние лица» и «Нечто». Я играл с такими небезызвестными личностями, как Вадик Фокин, Гера Голенищев, Игорь Тропин. С группой «Нечто», тогда она уже зазвучала в акустике, более фолково, и называлась «Нечто-Трайя», мы ездили на рок-фестиваль в Швецию. Причем не обошлось без приключений. Загранпаспорт Фокина оказался просроченным, поэтому выехать за пределы Родины ему не удалось. Пришлось выступать без него... А дальше был «Ангел дорог».- Насколько важен этот этап для твоей музыкальной биографии?- «Ангел дорог» для меня был первым серьезным коллективом. С Артемом Улановым, Алексеем Шевченко, Игорем Поповым я пришел играть уже с опытом. Уверен, что в группе многое изменилось с моим приходом. Со мной хотели работать, меня ждали. И я принес коллективу что-то новое. Это был проект, за которым всерьез ощущалось будущее. - Сейчас ты играешь в группе, кардинально отличающейся от всех предыдущих...- Ты ведь знаешь, что любимая песня - последняя. Так же и с группами. Здесь сложно сравнивать. Просто в моей музыкальной биографии был период, который можно обозначить как топтание на месте. С «Игрушками» я снова начал двигаться. Когда впервые увидел эту банду на сцене, понял, что она отличается от остальных. Прежде всего, актуальным и современным материалом. Это что-то живое, позитивное, мелодичное. Вроде бы попсовое, но тем не менее сыгранное живьем и не особо легкое. Мне нравится эта команда в плане профессионального роста, я играю с отличным барабанщиком. У группы хороший, позитивный посыл. Мы просто радуем людей, без всякой истерии. - Как считаешь, вы популярны сегодня?- Мне кажется, мы стоим на пороге того, что называется широкая популярность в узких кругах. Нас встречают всегда хорошо. Даже если слышат впервые. И вообще, во всей своей длинной музыкальной истории я в первый раз чувствую, что из этого может что-то получиться.- Миша, ты, наверное, прекрасно помнишь то время, когда аппаратура на северодвинских рок-концертах была собрана «из того, что было». Все проходило довольно весело, вот только звука как такового не было. Ему просто неоткуда было взяться. Сейчас рок-концерты проходят на абсолютно другом, более качественном уровне. Ты ощущаешь свою сопричастность к этому новому витку как организатор, звукорежиссер?- Я никогда не мнил из себя ни звукооператора, ни продюсера. Просто так получилось, что со временем начал рулить звук на концертах. Ведь человек или слышит, или не слышит. А ручки крутить не сложно. А по поводу нового витка... Самое главное, что есть люди, которые приобретают хороший аппарат. Эта заслуга, безусловно, Михаила Гайдомовича. И есть те, которые могут вызвучить концерт даже с приезжими звездными артистами. Это работники ДОФа Дмитриев, Краснодарский. А я все-таки больше организатор. - Но ведь был же в нашем рок-мирке период застоя, и ты был одним из тех, кто успешно восполнил этот пробел и даже создал определенную систему - теперь к нам постоянно приезжают группы из разных городов, включая Питер, Москву и даже зарубежье.- Да, был период, когда я начинал на пустом месте. Концерты, объединенные названием «Дубасный торч», сошли на «нет». Сейшены проходили редко. Точкой отсчета стал концерт «Север-буги. Нулевой день». Поначалу было очень тяжело: я брал в аренду барабаны, привозил пульт из Архангельска. Ни о каких деньгах и речи быть не могло. Все делалось ради идеи. Хотя некоторые, проводя подобные мероприятия, все-таки умудрялись сложить всю прибыль в карман. Сейчас, когда уже отлажена определенная система, останавливаться поздно. И жалко. Все держится на нашем тандеме с Александром Мезенцевым, организатором рок-концертов в Архангельске. Мы привозим группы сразу на два города, это удобно и для музыкантов, и для нас. Мы ведь живем в железнодорожном тупике. И не так просто сюда возить людей.- А люди едут. И даже довольно известные группы - «Небо здесь», «Адаптация» и многие другие довольны приемом и организацией наших рок-тусовок. В чем секрет?- Наверное, очень хорошо встречаем. - Что ждет любителей рок-н-ролла в ближайшее время?- Фестиваль «Прыгни выше». Два года подряд он проходил в последний день лета. Настроение всегда портил дождь. В этот раз фест перенесли на 23 июля. Ждем гостей из Москвы, Петербурга, Мурманска и, возможно, Петрозаводска. Заявки от местных групп еще принимаются. - Миша, у меня остался последний вопрос. У тебя есть мечта?- Конечно. Свой музыкальный клуб. У Мезенцева уже есть «Колесо». Мне тоже хотелось бы иметь собственное заведение, где музыка звучала бы без всяких ограничений.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!