Тщеславие родителей
Но все родители тщеславны, все мы хотим, чтобы ребенок рос чуть-чуть умнее, чем сынок у подруги, чуть-чуть быстрее начал ходить, говорить, читать и рисовать… И мечтаем, чтобы поступило дитятко в престижный вуз, чтобы наш ребенок на олимпиаде занял первое место и т.д. И все это для того, чтобы мы, родители, могли гордиться им! И гордимся, что уже на горшок сам просится, что рассуждает в 5 лет так, как будто ему 25! И наоборот, когда не удается добиться вот такой преждевременной «зрелости» малыша, то чувствуем себя настолько не в своей тарелке, что даже злимся, обижаемся на ребенка. А как же, «Дашенька вот уж вовсю стихи читает, а ты, бестолочь, даже слова-то не все еще говоришь». Родителям не хватает терпения! Не хватает мудрости понять, что нельзя бежать впереди паровоза, что всему свое время. Родителям важно «не отстать», быть на уровне, быть как все. О ребенке тут речь не идет как о Личности. Если бы мы подмечали, как дети порой протестуют нашему желанию научить их чему-то против их воли! Можно, конечно, заняться ранним развитием малыша, и он будет умненький-разумненький, но вот будет ли счастливый – большой вопрос. Мы думаем, что счастливый ребенок – это очень воспитанный ребенок. Но примерное поведение не делает ребенка счастливым. И раннее развитие – тоже. Нельзя лишать малыша детства, с ним надо много играть, а не заниматься!Чего хочет ребенок и чего хотят родители?
Всем нам хочется дать ребенку лучшее: и уютный дом, и хорошую одежду, и полезную еду, и замечательную школу, где есть все для развития его способностей. Что же здесь плохого? Тем не менее, чаще всего это наши амбиции, наши несбывшиеся мечты и надежды. В детях мы видим новую возможность достичь тех целей, к которым не сумели приблизиться сами. Отсюда идет: «Сами не пожили хорошо, пусть хотя бы дети так поживут!». Вот и считаем себя обязанными не отставать от соседей во всем, в том числе что касается детей. Обрушиваем на чадо всю силу своей родительской любви и все, что оно делает, нам кажется исключительным. Научился различать геометрические фигуры, буквы чуть раньше других? – тут же начинаем считать его вундеркиндом. Тянемся изо всех сил: «не отстать, не отстать!». Записываем во всякие кружки, студии, частные гимназии, даже не особо задумываясь: а ребенок-то хочет этого? Дети, живущие в изобилии всего, не очень счастливы. Пожалуй, точнее всех об этом сказал А. Фромм: «Единственное, что мы не можем сделать для наших детей – дать им больше того, что у нас есть. Мысль довольно простая, но мы легко забываем о ней, когда собираемся предоставить нашим чадам все самое лучшее. Ни в коем случае не надо этого делать. Гораздо проще и полезнее постараться вселить в них желание жить в достатке, чем в изобилии».Найти золотую середину
Так что всегда мерилом должна быть золотая середина. Нельзя делать из детей маленьких умненьких старичков, отнимая у них детство и заставляя их делать то, чему они отчаянно противятся, но из чувства вины перед родителями уступают. Главное – научить ребенка жить рядом с людьми, общаться, быть внимательным к нуждам близких. Проявлять свою любовь и заботу родители могут не столько в планах на будущее, но и терпением и мудростью в настоящем. Надо помнить, что ребенку-то важно, как мы эту родительскую любовь к нему проявляем. Или мы постоянно давим на него, или все делаем за него? По большому счету, и то, и другое – это все любовь. Ведь в первом случае мы хотим, чтобы он вырос всесторонне развитым, а во втором – бережем его психику и здоровье. Вот почему так важно чувство меры и та самая золотая середина. Надо понять и то, что каждый из нас – и ребенок, и родитель – имеет право на ошибку. Иногда мы можем рассердиться, накричать и даже шлепнуть – но если это не постоянно и если мы понимаем, что неправы – то не все еще потеряно. Тогда и ребенок поймет, что его все равно любят таким, какой он есть, а не хотят слепить из него идеальный образ. Мудрые родители именно так и делают.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта