Накрой ладошкой
Перед ребенком лежат картинки, надо правой рукой накрыть одну картинку, а левой – другую, потом назвать, что лежит под правой, а что под левой ладошками.Наоборот
Взрослый дает команду для движения левой или правой части тела, а ребенок должен все выполнить наоборот. Такая игра развивает внимание, слух, умение различать правую и левую часть тела, и обычно эти упражнения подходят для детей 5-7-летнего возраста.Макни пальчик
Предложить бумагу и краски. Выяснить, на какой руке есть указательный палец, большой, мизинец, а потом обмакнуть заданный пальчик (например, мизинчик) в краску и сделать отпечаток – ребенку очень нравится делать отпечатки. Можно из отпечатков указательного пальчика правой руки сделать цветочек, а из отпечатков мизинца левой – еще один.Заборчик
На листе бумаги проведена горизонтальная линия, ребенку нужно разложить палочки, карандаши (спички) на этой линии в заданном взрослым направлении. Ребенок учится сосредотачиваться, ориентироваться на плоскости листа, быть внимательным.Топы-притопы
Взрослый предлагает выполнить притопы левой или правой ногой в ритм музыке. Сначала по показу взрослого, а потом только по словесному указанию! Это упражнение очень хорошо помогает различать правую – левую часть тела и ориентироваться в пространстве.Дружные ножки
Изготовьте маски девочки и мальчика, или каких-то зверушек. Ребенку на одно колено надеть маски мальчика, на другое – девочки. Предложить: согнуть коленку – девочке, а потом – мальчика, попрыгать на левой (правой) ноге. Согнуть левую коленку, потом правую. А теперь их наклонить вправо, потом – влево и т.д.Выполни задание
Сделайте дорожку (мелом или шнуром). Предложите попрыгать по ней на левой ноге, потом на правой; перепрыгнуть дорожку на правой, потом на левой ноге; прыгать на правой ножке, а левую руку положить на пояс, или взять флажок; правой дотронуться до левого уха; посмотреть в дырочку левым глазом, закрыть правый глаз, почесать левое ушко, погладить левую бровь и т.д. Расскажи, что ты сделал? А теперь погладь левой рукой живот, правое плечо; левой рукой правую коленку, лоб, рот, правую щеку, левую щеку и т.д.Где, что?
Взрослый предлагает определить, где стоит стол? А что стоит справа? А слева? Встань так, чтобы слева от тебя было… а справа … и т.д. А теперь слева от себя положи (игрушку).Мостик
Взрослый предлагает макет мостика, а на листе речка. У ребенка мелкие игрушки. Взрослый определяет, что есть правый и левый берег реки. И все игрушки расставляются так, как нравится ребенку, но он должен сам описать свои действия: «Я поставил машину на правый берег реки, а собачку – на левый берег»…Магазин
Примерно так же можно играть в магазин: на левой чашке весов – яблоки, а на правой – груши (хорошо, если для такой игры будут использованы поделки ребенка, а можно и нарисовать весы и на них раскладывать овощи, фрукты, определяя не только справа они или слева, но и количество, цвет, размер.Листопад
Взрослый предлагает: сейчас мы с тобой волшебники и устроим настоящий листопад. Давай от зеленого (красного, оранжевого) листа отрывать маленькие кусочки – то правой, то левой рукой и подбрасывать их вверх. Посмотри, как они красиво летят – настоящий листопад. Куда мы подбрасываем наш листочек? (вверх). А куда он падает? А какой рукой ты бросаешь красный листочек? А зеленый?Что получилось?
У взрослого картинки с изображением предметов простых форм, выполненных пунктиром (елочка, домик, грибок и т.д.). Ребенок угадывает и называет предмет, затем соединяет непрерывной линией пунктир (правой и левой рукой) и называет – что получилось? В этом и следующем упражнениях развивается зрительная память и техника выполнения заданий «слева-направо».Клоун
У ребенка лист бумаги с незаконченным изображением клоуна; взрослый предлагает дорисовать недостающие детали рисунка (слева и справа). Надо уточнять: а каким цветом ты раскрасишь недостающую деталь на правой (левой) стороне рисунка?Жучок
«Посмотри, у меня жучок (или другая игрушка), а еще сундучок волшебный, там всякие коробочки, баночки. Сейчас наш жучок спрячется в одну из них, а ты постарайся найти и скажешь, какого цвета коробочка или баночка, какой она величины и формы. Постарайся работать обеими руками» Напоминайте ребенку, чтобы он не только открывал, но и закрывал баночки и коробочки. Можно усложнить: в дальнейшем предлагать пустые баночки ставить слева или справа от себя.Цветочки
В этом упражнении опять ребенок совершенствуется в навыках письма слева направо. У ребенка – картон, размером с альбомный лист, покрытый полиэтиленом (сделайте все вместе с ребенком). На нем с помощью скотча приклеены с одной стороны (например, слева) фигурки сказочных персонажей, а с другой - контуры различных цветов. С помощью фломастера ребенок проводит горизонтальные линии в направлении слева - направо обеими руками (по очереди).Лечим куклу
Взрослый и ребенок играют, обыгрывая ситуацию «врач – медсестра», обследуют куклу: правый (левый) глаз, левое (правое) ухо, рука, нос, рот, нога и т.д. Вместе лечат, приговаривая: «Вот сейчас тебе закапаем капельки в левое ушко». Ребенок учится взаимодействовать с другими участниками, брать на себя роль, различать правую и левую сторону. Игры - упражнения можно придумывать и самим, главное – научить различать правую и левую сторону. Совсем не надо думать, что эти игры направлены на переучивание левши – ни в коем случае! Здесь только развитие внимания, зрительной памяти, самоконтроля, а это, согласитесь, необходимо и левшам, и правшам. Что касается того, как узнать, левша ваш ребенок или нет, для этого есть специальные тесты – где ведущая рука выполняет действие без напряжения, например «не пролей ни капли», «развяжем и завяжем узелки» и др. Но самое главное, лучше проконсультироваться с психологом.О причинах леворукости
К сожалению, наука еще не до конца изучила этот вопрос, но все -таки выделяют некоторые причины: на первом месте стоит наследственность, и тут ничего объяснять не надо. На втором месте стоят компенсаторные: леворукие – чаще всего это поздние дети, достаточно тяжелая беременность матери, близнецы – среди них тоже встречаются левши. Ну, и на третьем месте - это дети-приспособленцы, они действуют лучше левой рукой либо в случае травмы, либо потому что рядом такой же леворукий ребенок, т.е. он ему подражает. Если ребенок левша и его начали переучивать, то он становится «амбидекстром» - в переводе с греческого, это означает, что человек одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой. Кстати, некоторые люди могут быть амбидекстрами и от рождения. У левшей, кстати, много преимуществ. Возьмите хотя бы спорт. Многие сильнейшие теннисисты мира, фехтовальщики и боксеры - левши. Доказано, что левши–аквалангисты более эффективно выполняют подводные работы. Ученые объясняют это тем, что правое полушарие в большей степени, чем левое, ответственное за зрительно–пространственную ориентацию, у леворуких развито лучше. А мы знаем, что у левшей «командует» рукой правое полушарие мозга. Кроме того, среди левшей очень много способных и одаренных от природы людей, у них отличная зрительная память (например, А. Македонский знал в лицо каждого своего солдата, а его войско в разные времена насчитывало от 10 до 30 тысяч солдат!) Так что, возможно, левши – это избранники Божьи! Кстати, статистика утверждает, что мальчиков-левшей рождается в два раза больше, чем девочек. Если в вашей семье растет ребенок-левша, то, возможно, он будущий гений.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта