Наш городок располагался по обе стороны Кодыма. После прорыва линии фронта под Уманью его наводнили отступающие фашисты. Одни в панике драпали, прихватив с собой награбленное у населения добро, другие - разрозненные части оккупантов - еще огрызались, оказывая ожесточенное сопротивление советским войскам.
...Уже третий день наши солдаты вели бои за освобождение города, выкуривая фашистов с улиц и площадей. Боевые действия перемещались в Заречье, где жила наша семья. А оккупанты, чувствуя скорую расплату, оборванные, голодные, свирепствовали еще сильнее. Как лютые волки, врывались они в дома, готовые на все. Люди прятались, кто где мог.
Мы укрылись в погребе у соседей. Над погребом возвышался сарай, у стены которого были сложены толстенные бревна. Вдруг слышим тяжелые шаги, гортанные чужие голоса. Неописуемый ужас охватил нас. Видимо, фрицы догадались, что в подполье скрываются люди. Дико хохоча, они начали заваливать бревнами лаз в погреб. И я не удержалась.
- Неужто нас погребут заживо? - подскочила к крышке погреба и, собрав все свои детские силенки, поднатужилась, пытаясь приоткрыть ее.
Находившиеся в подвале женщины и дети заплакали и закричали. Как нам потом рассказывали соседи, даже они слышали раздающийся из-под земли жуткий вой. Что нас ожидало - автоматная очередь, огонь или граната? Не миновать бы нам неминуемой гибели, если бы не Даша.
- Яйки, шнапс, сало! - закричала она срывающимся от страха и напряжения голосом.
Немцы услыхали и стали отбрасывать бревна. Даша - хрупкая, светловолосая девушка, почти девочка, с толстой косой, уложенной узлом на затылке, выбралась из погреба и оказалась рядом с двумя рослыми немецкими солдатами.
- Ком! - обронила она и решительно направилась к выходу из сарая. Фашисты двинулись следом. Мы выскочили из своего убежища и спрятались неподалеку, мысли о судьбе Даши сводили с ума...
...И вдруг она показалась, приближаясь шаткой, неуверенной походкой. Бледное лицо, блуждающий, словно невидящий взгляд. Казалось, она бредет наугад.
- Все! - прошептала девочка и залилась слезами. Ее охватил запоздалый страх.
Немного придя в себя, Даша рассказала, что выложила на стол все, что было в доме - яйца, хлеб, сало, самогон. Немцы стали с жадностью поглощать пищу, и на какое-то время забыли о ней. Она, воспользовавшись моментом, сбежала через кухонное окно...
...Вот так простая русская девушка спасла нам жизнь. Давно уже нет Даши в живых, а мы, тогдашние подростки, теперь уже глубокие старики, свято храним ее образ в своих сердцах. Образ - даровавшей нам жизнь.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!