Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 4 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Самое интересное
Номер от 15 июля 2010 г.
Смотреть весь номер Самое интересное от 15 июля 2010 г. :: Архив газеты «Самое интересное»

Водка для нищих

Версия для печатиОтправить статью другу
Восемь мифов об алкоголе в России

Алкоголизация населения - беда России, одна из угроз национальной безопасности страны. Все мы это осознаем, более того, привыкли к мысли. Правда, находятся люди, берущиеся доказать, что это не совсем так. Или даже совсем не так. Директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим ДРОБИЗ полагает, что общественная антиалкогольная мысль в России держится не на одном, а на восьми мифах.

ДРОБИЗ недавно целый месяц специально ездил по США по приглашению госдепартамента и сделал вывод: Америка пьет ничуть не меньше России, среднепьющий россиянин закладывает за воротник даже меньше, чем среднепьющий американец. Американская молодежь пьет не меньше нашей. И вообще, проблема алкоголизации стоит в любой другой цивилизованной стране в не меньшей степени. Глава ЦИФРРА готов доказать это, что называется, с цифрами.

Остроту проблеме, считает Вадим Иосифович, добавляет нищета и бедность 60-65% населения России. «Пьем одинаково - живем по-разному», - говорит он. Большие надежды исследователь рынка алкоголя связывает с появлением «министерства алкоголя» - «Росалкогольрегулирования», а также Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Эти два обстоятельства, надеется он, способны остановить рост алкоголизации народа. А пока успешно развенчивает восемь обнаруженных им мифов об алкоголе в России.

Миф первый: бюджет Советского Союза наполнялся за счет продажи водки, алкоголь давал четверть доходов.

На деле алкоголь давал только 5%, а 23% давала водка в розничном товарообороте, поскольку этот продукт в советское время был дорог. Вино стоило в четыре раза меньше. Но даже это соотношение не помешало структуре потребления, при которой водку пили все больше и больше.

Миф второй: в России очень дешевый алкоголь, это приводит к его сверхдоступности и, как следствие, к алкоголизации народа.

В России алкоголь дороже, чем во многих других странах мира. Например, вино в странах Западной Европы стоит 3 - 4 евро бутылка, 5 - 6 евро - это там уже дорогое вино. В США 65% вина продается по цене ниже 5 долл. Если сравнить минимальные средние зарплаты, то такое вино (хорошее, натуральное) у нас должно стоить всего 15 - 20 рублей.

Говоря о высоких ценах на крепкий алкоголь, приводят в пример страны Скандинавии. Там водка стоит 13-14 евро пол-литра, но относительно минимальной средней зарплаты эта водка дешевле, чем наша легальная стоимостью 3 доллара. Кроме того, Россия - единственная страна, где малоимущие не имеют доступа к легальному алкоголю. Это 20 - 25 миллионов опустившихся людей, пьющих спиртосодержащие жидкости. Они их пили 15 лет назад, будут и дальше пить, потому что такие жидкости по цене 30 рублей за полбутылки им доступны.

В Германии для бедных есть водка «Корн» - 4-5 евро, в Америке крепкий алкоголь в 40 градусов продается по 2 доллара за литровую бутылку. Для нищих должна быть своя продукция, тогда не будет рынка нелегального, теневого и суррогатного. Но наше государство этим до сих пор не озаботилось потому отчасти, что отечественные противники алкоголя выступают за повышение цен.

Миф третий: вся Россия спивается, за счет чего и деградирует.

Ничего подобного. Спивается не вся Россия, а 25% малоимущих с доходом ниже 5 тысяч рублей на душу. Эта публика выпивает до 40 литров алкоголя на душу населения в год. 75% населения у нас пьет по 11 литров, это тоже больше, чем рекомендует Всемирная организация здравоохранения, но эти пьющие остаются нормальными людьми. То есть спивается преимущественно бедный, социально не защищенный класс.

Миф четвертый: от пьянства страну спасет госмонополия на производство и оборот алкоголя.

Госмонополия к алкоголизации населения никакого отношения вообще не имеет. Когда говорят о порядке, который госмонополия могла бы навести, вспоминают советский период. Но нельзя выдернуть госмонополию на алкоголь из тотальной советской госмонополии на все.

У государства в связи с этим есть четыре задачи на алкогольном рынке: социальная - снижение алкоголизации населения, поддержание качества и безопасности продукции, фискальная, регулирование рынка. Ни к одной из них госмонополия не имеет отношения.

Миф пятый: алкогольный бизнес - враг человечества.

Эту «правду» мы регулярно слышим из уст главного государственного санитарного врача Геннадия Онищенко. Но враг - человек, который злоупотребляет алкоголем.

Легальный алкогольный бизнес в России не заинтересован в алкоголизации, как это ни парадоксально звучит, ни с экономической, ни с социальной точки зрения. И вот почему. Алкоголик - это асоциальный тип, который редко доживает до 40 лет, не работает, пьет суррогаты, в лучшем случае нелегальную водку. Нужен ли он легальному бизнесу, где водка стоит выше 100 рублей? Этот человек ни при каких условиях не перейдет на легальную водку. Эти люди обречены.

Миф шестой: вся надежда на запретительные и ограничительные меры, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения.

Есть несколько стран, которые живут по «заветам» ВОЗ. Например, Швеция и Финляндия. В этих странах одна торговая точка на 8 тысяч человек, у нас — на 500. У них госмонополия на розничную торговлю, водка дорогая, хотя дешевле нашей относительно минимальной средней зарплаты.

За последние десять лет объемы продаж алкоголя в Швеции выросли на 70%. В Финляндии за последние 40 лет, из которых 30 страна живет по правилам ВОЗ, алкоголизация женщин возросла в шесть раз, мужчин - в два раза. Это официальные данные. Так что запретительные меры ожидаемой феноменальной роли не играют. Ограничения возможны там, где есть возможность обеспечить эти ограничения в легальном сегменте рынка (но в России это не сработало), проконтролировать применение этих мер и, наконец, не дать вырасти теневому рынку.

Миф седьмой: «полусухой» закон, введенный во время правления Михаила Горбачева, дал позитивные результаты. В частности, выросла продолжительность жизни.

Не алкоголь был тому причиной. Этот период нельзя отделять от общего политического, человеческого настроя. Шла перестройка, люди не знали еще, что их обманут, желание жить светилось в глазах у всех. Поэтому и дети рождались.

Самое страшное, что нам дала та антиалкогольная кампания, - это изменение структуры потребления. До нее мы были винно-водочной страной: потребляли 21 литр вина, 13 литров крепкого алкоголя, 22 литра пива. К 1992 году, когда кампания завершилась, мы потребляли три литра вина (в семь раз меньше), 14 - 15 литров водки и суррогатов, около 15 - 20 литров пива. И это соотношение Россия до сих пор не может изменить в позитивную сторону. А потребление водки и суррогатов выросло до 17 литров на душу населения, пива - до 80 литров в 2007 году, появившихся слабоалкогольных напитков - до двух литров.

Миф восьмой: причина алкоголизации населения - сам факт существования алкоголя.

Во всех странах наличие алкоголя в торговле не считают фактором, способствующим алкоголизации. В России культивируется безответственное потребление алкоголя. Пьяных жалеют. Во всем у нас виновата водка («жена-стерва», «гад-начальник»). За рубежом считают, что виноват не алкоголь, а человек.

Николай ПОРОСКОВ, «Время новостей»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

За кулисами   Стой, кто едет?  |  Как не стать жертвой мошенников за границей  |  Премия за честность  |  Как бороться с коррупцией. Версия регионов  |  Мутные финансы Олимпиады  |  Водка для нищих  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2010
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com