Как обезопасить расчеты с контрагентами в условиях кризиса?
Данная тема чрезвычайна важна. Адресованная руководителям предприятий, начальникам финансовых служб, она безусловно интересна и для индивидуальных предпринимателей, ведь практически каждое предприятие наверняка сталкивалось с проблемой, когда партнеры по бизнесу по тем или иным причинам не исполняют в срок взятые на себя обязательства.
Как поступить в таких условиях, как обезопасить свои расчетыс контрагентами в условиях нынешней нестабильной ситуациина финансовых и товарных рынках - об этом наш разговор с руководителем сектора корпоративных клиентов Северодвинского отделения №5494 Сбербанка России Алексеем Викторовичем Лырчиковым.- В УСЛОВИЯХ сегодняшней кризисной ситуации большинство предприятий и организаций уделяет особое внимание снижению рисков коммерческой деятельности и обеспечению своевременности и надежности проведения расчетов с партнерами. И вот каким образом наш банк может помочь своим клиентам в решении этих задач, постараюсь разъяснить.Как было уже замечено, в настоящее время у деловых партнеров предприятия, даже у самых надежных, тех, с кем наработаны, казалось бы, давние связи, могут появиться проблемы с оплатой или с поставкой в ваш адрес товаров (работ, услуг) в сроки, оговоренные в контракте. В этом случае в качестве альтернативы банковским переводами можно использовать расчеты аккредитивами.- Алексей Викторович, очевидно, что при использовании банковского перевода все риски по сделке несет только одна из сторон по договору, и в этом случае возникает вечный вопрос: что первично - товар или деньги?- В том-то и дело, что использование аккредитивной формы расчетов позволяет найти компромисс между покупателем и продавцом на стадии составления договора.Давайте первым рассмотрим вариант, по которому, допустим, ваше предприятие является поставщиком тех или иных товаров.Предположим, вы поставляете товары на условиях их оплаты после поставки покупателю. В данном случае вы берете на себя все риски по неплатежам за поставленный товар, а результатом может стать потеря товара и неполучение денежных средств за поставленный товар.Использование же аккредитивной формы расчетов позволит избежать подобных рисков, так как обязательство по платежам вне зависимости от финансового состояния покупателя будет нести банк. В данном случае вам, как поставщику, необходимо будет после передачи товара покупателю предоставить в банк комплект документов, установленный условиями аккредитива, например акт приема-передачи товара и счет-фактуру. И уже банк, получив эти документы, производит оплату поставленного товара. А покупатель, в свою очередь, полностью уверен, что денежные средства будут перечислены только после передачи товара продавцу.- А теперь о варианте, когда предприятие является, скажем, покупателем товаров, работ или услуг.- Что ж, допустим, ваше предприятие приобретает товары на условиях предварительной оплаты. В данном случае вы опять принимаете на себя финансовые риски, связанные с недопоставкой товаров в установленные договором сроки. Предположим, неожиданно у поставщика возникли проблемы с поставками, и тогда в лучшем случае товар может поступить с задержкой, ну, в худшем… вы потеряете ранее перечисленный аванс. Зачастую подобного рода вопросы решаются впоследствии в судебном порядке.А теперь давайте рассмотрим вариант, по которому ваше предприятие использует аккредитив за приобретаемые товары. В этом случае вы обращаетесь в ваш банк с заявлением на открытие аккредитива, в котором четко прописаны документы, против которых будет раскрываться аккредитив, например транспортный документ и счет-фактура. Банк доводит, а правильнее сказать, авизует данный аккредитив до поставщика. И теперь банк, а не вы обязан будет произвести оплату поставленного товара по предъявлению указанных документов. Ну а ваше предприятие, как покупатель, будет на 100% уверено, что перечисление средств произойдет только после отгрузки продавцом приобретаемого товара.- На ваших примерах видно, что использование аккредитивной формы расчетов позволяет защитить коммерческие интересы двух сторон по договору - как покупателя, так и продавца - от рисков неисполнения договоренных обязательств одной из сторон. А можно чуть подробнее рассказать, что же все - таки представляет из себя аккредитив?- Аккредитив – это твердое обязательство банка, выданное по поручению покупателя заплатить продавцу оговоренную сумму, если в течение определенного периода времени продавец предоставит документы в полном соответствии с условиями, изложенными в аккредитиве. Аккредитивы могут быть использованы при совершении как сделок на территории РФ, так и внешнеторговых сделок. Должен заметить, что аккредитивы при совершении сделок на территории РФ регулируются Гражданским кодексом и Положением ЦБ РФ № 2-П.Аккредитивы при совершении внешнеторговых сделок регулируются унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, разработанными Международной торговой палатой.- Необходимо ли зафиксировать в контракте такую форму расчетов, как аккредитив?- Конечно, расчеты в форме аккредитива должны быть предусмотрены в статье условий оплаты соответствующего договора, зaключeнного с контрагентом.- Можно ли с помощью аккредитива оплачивать товары частично?- Да. С контрагентом можно согласовать как полную, так и частичную оплату аккредитивом - например, при длительном сроке поставки техники целесообразно до 20% от стоимости товара оплачивать обычным безналичным переводом, а оставшуюся сумму оплачивать в рамках аккредитива.- А какие документы необходимо предъявить в банк при использовании расчетов в форме аккредитивов?- Те документы, которые определяются сторонами по договору и закрепляются условиями по аккредитиву. Как правило, оригиналы или копии счетов, акты приема-передачи товаров и услуг, копии спецификаций, товарные накладные и другие документы.- Алексей Викторович, в случае необходимости где возможно получить консультации, скажем, по разработке платежных условий контракта и проведению расчетов в форме аккредитивов?- В секторе корпоративных клиентов Северодвинского отделения №5494 по адресу: ул. Плюснина, 11, кабинет 219. Хочу заметить, в случае необходимости наши специалисты готовы выехать на предприятие для проведений консультаций с представителями финансовой службы или подразделения, ведущего предконтрактную работу.- Большое спасибо за интервью. Вам также успехов в работе с клиентами банка.
Светлана СВЕТЛАНОВА
Подробную информацию можно получить на сайте www.seb.sbrf.ru, по телефону информационно-справочной службы 8-800-1001-700 (звонок бесплатный) или по телефону (8184)58-15-98.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!