Россия переходит на двухуровневую систему высшего образования. Выпускники российских вузов, возможно, скоро смогут по праву надевать на торжественную церемонию вручения дипломов мантии и четырехугольные шапочки с кисточками. Правительство одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр-магистр». Он может вступить в силу с 1 сентября 2007 года.
П О мысли чиновников, после реформы российские студенты перестанут учиться только «ради корочки» и получат возможность грызть гранит науки в европейских институтах. Эксперты между тем встретили эту новость в штыки. По их убеждению, проект настолько сырой, что в случае принятия приведет к развалу отечественной высшей школы.Казалось бы, в самой двухуровневой системе нет ничего плохого. Глубокая специализация нужна уже действительно далеко не всем студентам. С 3–4-го курсов вуза многие из них идут работать, а университет посещают лишь для галочки.Сторонники реформы заявляют: единые европейские стандарты позволят студентам расширить свои возможности. Бакалавр, выученный на российских просторах, при наличии должных способностей сможет продолжить образование, скажем, в Сорбонне. Кроме того, реформа разрешит вечную дилемму студиозусов: учиться или работать.По мнению чиновников, потребность в переходе на двухуровневую систему образования назрела давно. Как заявил министр образования Андрей Фурсенко, «сейчас лишь 15–20% российских вузов готовят выпускников, востребованных на современном рынке труда. Переход же высшего образования на двухуровневую систему должен будет эту проблему решить».Однако эксперты утверждают: почти 80% российских вузов настроены против внедрения европейской системы образования. Многие преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы.- В тех же США или Китае учат совершенно по-другому, – рассказал доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. – И качество образования там ничуть не хуже. Совершенно непонятно, чем же российские власти не устраивает наша сложившаяся система.Основные нарекания экспертов вызывает невозможность подготовить грамотного специалиста за столь короткий период.К тому же сжатые сроки, в которые университеты должны перепрофилироваться, по мнению экспертов, приведут только к халтуре.- Скорее всего, многие учебные заведения просто разделят уже имеющиеся дисциплины на две части, – рассказал Евгений Бунимович. – Первую будут проходить в так называемом бакалавриате, а вторую – в так называемой магистратуре. Ни о каком действительно реформированном обучении, естественно, не будет и речи.Реформа высшей школы – всего лишь дань моде, считают некоторые эксперты. Она не превратит отечественных студентов в европейских и не сможет конкурировать на Западе.- К зарубежной системе образования мы не приблизимся ни на шаг, да и за границей наших студентов никто не будет привечать, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Начать с того, что у нас не согласованы образовательные стандарты с европейцами и даже нет единых учебных курсов. За границей котироваться такие студенты, безусловно, не будут. Поэтому громкие слова об их мобильности – это всего лишь розовые мечты чиновников.Новоиспеченные бакалавры тут же окажутся первыми кандидатами в призывники. Нет никакой гарантии, что абитуриент, к примеру, успеет поступить в магистратуру, а не отправится тут же отдавать долг Родине. Подозрения вызывают и противоречивые данные о том, будет ли магистратура платной или нет. Скорее всего, в магистратуру смогут пойти только состоятельные молодые люди, а остальным придется брать кредит или ждать милостей от государства.Масло в огонь подливают и студенты. В результате исследования выяснилось, что 20 процентов из них вообще ничего не знают о двухуровневом образовании по схеме «бакалавр-магистр». Абсолютное большинство по-прежнему хотят учиться пять лет и окончить вуз с дипломом специалиста, 36 процентов готовы получить степень магистра. В бакалавры готовы идти лишь 5 процентов опрошенных.
«Российская неделя», «Новые Известия»
Как стать бакалавром?1. Окончить выпускной 11-й класс в обычной школе или получить аттестат лицея, колледжа или школы-двенадцатилетки.2. Сдать вступительные экзамены в вуз, а с 2009 года - Единый госэкзамен.3. Отучиться в университете 4 года - для выпускников обычных школ и 3 года - для выпускников лицеев, колледжей и двенадцатилеток.4. Успешно сдать госэкзамены в вузе.Выпускник вуза, осиливший эти четыре пункта, получает диплом бакалавра. Дальше, словно витязю на распутье с картины Васнецова, придется выбрать: либо идти работать с полноценным дипломом о высшем образовании и квалификацией бакалавра, либо подаваться в магистры.Как стать магистром?1. Стать бакалавром.2. Выбрать узкий профиль в полученной профессии.3. Сдать экзамены и пройти конкурс, как при обычном приеме в вуз.4. Отучиться 2 года.Хорошая компанияБакалаврами были: Иван Федоров - первый российский книгопечатник; Рене Декарт - французский математик, физик и философ; Джон Голсуорси - английский прозаик, поэт и драматург; Артур Конан Дойл - английский врач и писатель. Такеши Китано - японский комик, актер, поэт, художник и кинорежиссер.Магистрами были: Мишель Нострадамус - французский астролог, врач; император Александр I - сын императора Павла I и Марии Федоровны (по свидетельству историков, один из самых образованных людей своего времени. Именно его указом в 1803 году в России введено научное звание «магистр»); Айзек Азимов - ученый и писатель; Кондолиза Райс - госсекретарь США; Моника Левински - знаменитой ее сделал секс в Овальном кабинете, но степень магистра она получила позже, окончив Лондонскую школу экономики.Курсом на БолоньЗаЛюдмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета:- Переход на двухуровневую систему необходим. На некоторых наших факультетах систему подготовки «бакалавр-магистр» мы практикуем уже 12 лет. Кроме того, будет введена единая оценка знаний, система кредитов - в соответствии с требованиями конвенции. Предполагается и некоторая перестройка учебных планов, в частности соотношения лекционных и практических занятий. Каждый студент сможет реально в течение 4- или 6-летнего обучения на один семестр уехать в любой западный университет и сразу включиться там в образовательный процесс. Будут единые модули, единый набор дисциплин и единая оценка знаний.ПротивВиктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова:- Для нас, конечно, важна интеграция. Но ломать свое и с головой кидаться в новое - ошибка. Болонский процесс - это общие задачи интеграции образования. К сожалению, у нас их трактуют буквально как некую «инструкцию для молодого бойца». Дело в том, что большая часть европейских студентов - эмигранты. И нужен стандарт, который осваивали бы все. Поэтому провозглашается общая политика: единый стандарт, три-четыре года обучения, диплом бакалавра... Но почему Россия должна переходить на трехлетнее высшее образование?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!