Уважаемая редакция «Пенсионерской правды», я тоже читательница вашей газеты. Получу и оторваться не могу.
Прочитаю всю и подругам отдаю. Вы, наверное, удивляетесь большому потоку писем к вам о жизни в годы Великой Отечественной войны. Но я так скажу: пишут, потому что ваша газета дала возможность открыть душу, поделиться наболевшим. Как писала вам моя землячка – «душа болит, а сердце плачет».
НО НЫТИКАМИ называть нас не надо. Не ныли мы, потому что нам не на кого было надеяться.
Слышала от мамы, как сильно ждал папа рождения сына. Дождался и ушёл на фронт, оставив дома шесть человек – троих детей, своих родителей (отца с одной ногой, старенькую мать и сестру-инвалида детства). Как смогла мама выжить с такой оравой? А мама прожила 87 лет. Помню, как наказывала нам, ещё маленьким: никогда не берите чужого, своим трудом всё зарабатывайте. К 50-летию Победы вручили ей юбилейную медаль и выдали одну тысячу рублей. Вместо того чтобы обрадоваться, мама сказала: «Господи, да разве, девки, будет страна богатая, если такими деньгами разбрасывается?!» Мама сроду не видела таких денег. Всю жизнь они с ровесницами за палочки работали в колхозе. День работают, а ночь их в сельсовете держат – на облигации подписывают. А бывало, ночью проснёмся и видим: мама при свете луны носки вяжет. Утром встанем, а она уже на работу ушла. Осенью, случалось, сидим в сумерках на крыльце, маму поджидаем, к голосам прислушиваемся. И вдруг издалека песня доносится. Это наши мамы на быках с поля едут и поют.
К 65-летию Победы я сочинила стихотворение. Знаю, оно несовершенное, но от души. Приведу только выдержку.
Пели песни, и слёзы лились
У вдов прогремевшей войны.
Тяжким трудом,
повседневной работой
Были кованы силы страны.
Работать пришлось за себя и за мужа,
Растить детвору…
Ушёл он из дома страну защищать,
Оставив мужские заботы жене.
Вынесла всё она – голод и холод,
Работала в поле вдвойне.
И мы с детства в работе росли. Чтобы получить один-два кубометра леса на домашние нужды, ходили сажать сосенки. За любую работу брались, потому что надеяться-то нам было не на кого. И после войны жизнь была тяжелая, но обнадёживающая. Какие большие животноводческие фермы появились в колхозах. С 1954 года колхозникам стали платить зарплату. Вроде бы и жизнь нашей семьи стала налаживаться, но вдруг меня настигла бронхиальная астма. Да ещё и свекровь парализовало. А вскорости и государство крутануло колесо жизни в сторону перестройки. И нас, сирот войны, прижало крепко. Не зря же пословицей сказано: «Сиротам - сиротское счастье». Ветеранам да вдовам войны все ходовые товары, в том числе и машины, в первую очередь давали, а теперь ещё и квартиры. А детям войны, чьи вечно молодые отцы с портретов на нас глядят, ничем не помогли. Больше того - обещают и дома наши сделать государственными, если до 2013 года их не приватизируем. Нечего больше у нас отбирать. Детство война отняла, собственность, что народу, в том числе и нам, принадлежала, пустыми бумажками-ваучерами заменили, уже и на земельные паи вовсю охотятся. И с чем нас оставили? С памятью о прошлом. Мы сейчас соберёмся и плачем – невесёлая жизнь пошла. Раньше народ дружный был, стояли люди друг за друга, а сейчас только за деньги бьются. Простого рабочего люда не ценят - платят мало или совсем не платят. И защиты просить не у кого – профсоюзных организаций нет. А если где и есть, то ещё надо спросить, на чьей они стороне. Мне за наших депутатов Госдумы стыдно. Это ж надо – заседания прогуливают. Детей отправляют на учёбу за границу, сами ездят отдыхать в другие страны, в других странах и капиталы держат. Так можно ли их словам с экранов телевизоров верить? Мы уже не о себе думаем, а за судьбу наших детей, внуков и правнуков тревожимся. У меня детей трое, внуков шестеро, правнуков пятеро. Что их ждёт?
Антонина Деонисьевна Курочкина, 641452, Курганская область, Куртамышский район, с. Обанино, ул. Заречная, дом 60
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!