Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 26 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 1 января 2006 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 1 января 2006 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Причалы памяти для субмарин

Версия для печатиОтправить статью другу
В сентябре прошлого года на Кронштадтском морском заводе было завершено переоборудование очередной подводной лодки в музей. Чуть позднее местом стоянки бывшей Б-440 стал порт Вытегра. Эта лодка вступила в строй в 1970 году и в период своей службы ничем особенно не отличилась. С другой стороны, являясь кораблем 641-го проекта (по классификации Jane - «Foxtrot»), лодка представляет особую серию «рабочих лошадок холодной войны» - дизельные подлодки.

На счету таких были самые длительные автономки, обычно годовые, но случались походы и по 18 месяцев! Это расширяло представление о возможностях человека, но, с другой стороны, выглядело издевательством над здоровьем и семейным благополучием моряков. Кто-то скажет «Время было такое!» - и по-своему будет прав. Большинство подводников той поры вспоминают о своей службе с гордостью, и, чтобы наш современник смог хотя бы отдаленно представить обстановку, в которой «ковались» герои морских глубин, создаются подобные музеи.

Известно, что по количеству подводных лодок во флоте мирного времени, а также в многообразии проектов с Советским Союзом не могла сравниться ни одна держава. С развалом страны сотни кораблей оказались ненужными. Доступность же списанных советских подлодок способствовала музейному буму. География лодок-музеев лишь одного проекта 641А уже впечатляет: Б-413 - Калининград, Б-143 - Зеебрюгге (Бельгия), Б-15 - Виктория (Канада), Б-39 - Фолькстоун-Харбор (Англия), Б-427 - Лонг-Бич (США). К слову, появились музеи и на базе проекта 641Б («Тango»): Б-515 обосновалась в Гамбурге, в Москве ошвартовалась Б-396 «Новосибирский комсомолец»...

В России вовремя спохватились - еще немного, и дизельных лодок попросту бы не осталось. Желающим, к примеру, заполучить лодку проекта 613 из послевоенной серии в 216 единиц, возможно, придется вести поиск буквально на дне: единственная доступная лодка этого проекта на Балтике покоится на грунте в Купеческой гавани, у пирса бывшей кронштадтской бригады. Слава богу, место затопления ее известно точно: еще в 2000-м над водой виднелась часть рубки с погнутым перископом.

Лодки 613-го проекта (по классификации Jane - «Whisky») были исключительно простыми и надежными. Они дали путевку в жизнь многим будущим асам советского атомного флота. На базе таких кораблей рождались подводные силы других стран: КНР, Индонезии и Египта. Неспроста один из них сегодня стоит в качестве музея в индонезийском порту Сурабайя.

Иная причина пристрастия к «Whisky» у скандинавов. Бывшая С-359 стоит в Накскове (Дания), а С-194 используется шведами как передвижной экспонат под двусмысленным названием «Русский музей». Интерес объясняется особым восприятием лодок этого типа после посадки С-363 на мель в районе главной базы ВМС Швеции - Карлскруны. Произошло это в октябре 1981-го. Флотские остряки за это окрестили лодку «Шведским комсомольцем», но последствия этой навигационной аварии оказались далеко не шуточными: инцидент с подачи спецслужб вызвал резкое охлаждение в отношениях между СССР и Швецией.

Сергей АПРЕЛЕВ (Продолжение следует)



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Злая вода  |
Россия   Побелело синее море...  |  Сто грамм для ясности  |  Бежала дежурка по рельсам железным  |  Корабли нужно провожать достойно  |  У всех на устах  |  «Мангуст» и «Морж» придут весной  |  К пользе и славе Отечества  |  Огненная дуга под водой  |  Питерская «Оса» для индийцев  |  Мастерский «Экспромт»  |  Компьютеры от моряков  |  На «Норд» особые надежды  |  «Арктической» прислали денег  |  В несколько строк  |  Кому не по вкусу семга?  |  Причалы памяти для субмарин  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2006
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com