Корабельная сторона
Номер от 1 января 2006 г.

Причалы памяти для субмарин
В сентябре прошлого года на Кронштадтском морском заводе было завершено переоборудование очередной подводной лодки в музей. Чуть позднее местом стоянки бывшей Б-440 стал порт Вытегра. Эта лодка вступила в строй в 1970 году и в период своей службы ничем особенно не отличилась. С другой стороны, являясь кораблем 641-го проекта (по классификации Jane - «Foxtrot»), лодка представляет особую серию «рабочих лошадок холодной войны» - дизельные подлодки.

На счету таких были самые длительные автономки, обычно годовые, но случались походы и по 18 месяцев! Это расширяло представление о возможностях человека, но, с другой стороны, выглядело издевательством над здоровьем и семейным благополучием моряков. Кто-то скажет «Время было такое!» - и по-своему будет прав. Большинство подводников той поры вспоминают о своей службе с гордостью, и, чтобы наш современник смог хотя бы отдаленно представить обстановку, в которой «ковались» герои морских глубин, создаются подобные музеи.

Известно, что по количеству подводных лодок во флоте мирного времени, а также в многообразии проектов с Советским Союзом не могла сравниться ни одна держава. С развалом страны сотни кораблей оказались ненужными. Доступность же списанных советских подлодок способствовала музейному буму. География лодок-музеев лишь одного проекта 641А уже впечатляет: Б-413 - Калининград, Б-143 - Зеебрюгге (Бельгия), Б-15 - Виктория (Канада), Б-39 - Фолькстоун-Харбор (Англия), Б-427 - Лонг-Бич (США). К слову, появились музеи и на базе проекта 641Б («Тango»): Б-515 обосновалась в Гамбурге, в Москве ошвартовалась Б-396 «Новосибирский комсомолец»...

В России вовремя спохватились - еще немного, и дизельных лодок попросту бы не осталось. Желающим, к примеру, заполучить лодку проекта 613 из послевоенной серии в 216 единиц, возможно, придется вести поиск буквально на дне: единственная доступная лодка этого проекта на Балтике покоится на грунте в Купеческой гавани, у пирса бывшей кронштадтской бригады. Слава богу, место затопления ее известно точно: еще в 2000-м над водой виднелась часть рубки с погнутым перископом.

Лодки 613-го проекта (по классификации Jane - «Whisky») были исключительно простыми и надежными. Они дали путевку в жизнь многим будущим асам советского атомного флота. На базе таких кораблей рождались подводные силы других стран: КНР, Индонезии и Египта. Неспроста один из них сегодня стоит в качестве музея в индонезийском порту Сурабайя.

Иная причина пристрастия к «Whisky» у скандинавов. Бывшая С-359 стоит в Накскове (Дания), а С-194 используется шведами как передвижной экспонат под двусмысленным названием «Русский музей». Интерес объясняется особым восприятием лодок этого типа после посадки С-363 на мель в районе главной базы ВМС Швеции - Карлскруны. Произошло это в октябре 1981-го. Флотские остряки за это окрестили лодку «Шведским комсомольцем», но последствия этой навигационной аварии оказались далеко не шуточными: инцидент с подачи спецслужб вызвал резкое охлаждение в отношениях между СССР и Швецией.

Сергей АПРЕЛЕВ (Продолжение следует)