О гордости великороссов, или Почему за рубежом сохраняют заслуженные корабли, в том числе наши
Нет, пожалуй, в мире более крупного корабля-памятника, чем «Queen Mary». Еще бы, свыше 81 тысячи тонн водоизмещения. Для обычного пассажирского судна этого многовато. Но «Queen Mary» к обычным отнести нельзя. С этим лайнером связана целая страница в истории всемирного мореплавания...СЕГОДНЯ «атлантическая королева» используется практичными англичанами и американцами не только как памятник кораблестроения и мореплавания, но и как фешенебельный отель. Мы же поговорим о прошлом «Queen Mary».За что удостоился почестей этот корабль, родившийся в эпоху острого соперничества на трансатлантических линиях? Строился он на английской верфи Клайда с национальным масштабом. Заказчик - фирма «Cunard Line» справедливо полагала, что ее судно, заняв особое место в пассажирских перевозках между Европой и США, принесет славу всей Британии. И Британия считала так же. А иначе с чего было ее правительству помогать частной фирме, когда возникли сложности в ходе строительства корабля? Между прочим, вмешался тогда не кто-то, а лично министр финансов Чемберлен. В итоге страна получила 12-палубный красавец лайнер на 2139 пассажиров, с могучей машиной, чья мощь была эквивалентна усилиям семи миллионов галерных гребцов!Корабль-уникум хотели назвать именем британской королевы Виктории, но вмешался курьезный случай. Лорд Ройден, один из директоров компании, стесняясь напрямую спросить разрешения венценосной семьи, употребил намеки. У короля Георга V он осведомился, не будет ли Его Величество возражать против присвоения кораблю имени «самой яркой и великой из всех женщин, носивших британскую корону». Король намека не понял и ответил, что польщен и обязательно расскажет о предложении... своей супруге. Так вместо «Queen Victoria» на борту вынуждены были начертать «Queen Mary».Юная и резвая «Mary» в первом же рейсе продемонстрировала, что при своем внушительном водоизмещении способна двигаться со скоростью эсминца, и установила рекорд, преодолев Атлантику за 3 дня 20 часов 42 минуты. Лайнер удостоили престижной «Голубой ленты». Рекорд продержался аж до 1952 года! Согласитесь, уже за одно это «Queen Mary» достойна почетного причала. И потомки привели ее к нему.Конечно, корабли-памятники есть и у нас, но самое время вспомнить, с какими потугами достигли они подобных причалов в России и в каком состоянии пребывают сейчас. Не буду утруждать читателя перечислением загубленных исторических русских кораблей. Скажу лишь, что для нас предметным олицетворением проблемы может являться шхуна «Запад» на Красной пристани...А ведь всякий раз властные чины кивают на безденежье, хотя тут же называют Россию державой, богатейшей страной, достойной членства в «большой семерке»... Потому и видится, что главная причина вовсе не в отсутствии денег, а в национальном беспамятстве. В нем наше общество пребывает давно.В последние годы на архангельском рейде не раз появлялись военные корабли англичан - фрегаты «London» и «Campbeltown», минный тральщик «Аtherstone». К тому же и в Санкт-Петербурге мне доводилось посещать корабли британского флота. И вот какие возникали мысли...Когда-то мы гордились своим боевым прошлым. И выражалось это в «уроках мужества», «декадах памяти», «месячниках патриотического воспитания» и еще многом другом под единым девизом: «Будем достойны славы дедов и отцов». У англичан, как оказалось, тоже имеется собственная гордость. Правда, не столь риторическая, как у нас. Конечно, «отличников политической подготовки» на флоте Ее Величества не водится, но об истории и традициях своих кораблей мне рассказывали и офицеры, и старшины, и рядовые английского флота. И каждый при этом, дополнял другого, охотно поясняя, что, например, означает примечательная эмблема с цветком, которую носит корабль на ограждении, или почему на дымовой трубе его выведена черная цифра 2 и отчего тот же «Campbeltоwn» называют кораблем из «шотландского соединения»...Верно, по иронии судьбы сразу же после английских кораблей я попадал на корабли наши, пост-перестроечного ВМФ. Картина выяснялась удручающая. Иные офицеры и мичманы не могли припомнить даже год постройки своего корабля. Многим неведомо было и происхождение бортового наименования. О рядовых матросах я не говорю. В такие мгновения думалось: чем же занимаются наши господа офицеры, ведающие так называемой работой с личным составом? И далее с ужасом: неужели так по всей стране?!Однако вернемся к «английской королеве». У Великобритании, помимо «Queen Mary», исторических кораблей-памятников несколько: и «Victoria» Нельсона, и легкий крейсер Второй мировой «Belfast», и шотландский барк-китобоец «Disco-very» в порту Данди, и другие. Все они в прекрасном состоянии, если не сказать, с них сдувают пылинки. Я полагаю, это лишнее доказательство особого морского приоритета британской нации. Отношение англичан к мореплаванию, многовековые заслуги их флота перед человечеством, безусловно, создают таковой. У России, имеющей 22 тысячи километров морской границы, тоже есть вклад в освоение Мирового океана. Но как бы ни коробило наших квасных патриотов, ценить это мы не умели и не умеем.И еще обращу внимание: англичане, как и американцы, бережно относятся не только к своим знаменитым кораблям, но и к чужим. Рядом с «Queen Mary» пришвартована советская дизельная подлодка проекта 641а (по классификации Jane - «Foxtrot»). Такие в свое время составляли значительную часть нашего подводного флота. Теперь русская лодка служит музеем. На чужбине. Надо полагать, истинные англоязычные моряки поступили так из уважения к своему достойному сопернику времен «холодной войны».Нам бы так уважать. Самих себя!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!