Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 19 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 4 октября 2005 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 4 октября 2005 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Foxtrot» с британской королевой

Версия для печатиОтправить статью другу
О гордости великороссов, или Почему за рубежом сохраняют заслуженные корабли, в том числе наши

Нет, пожалуй, в мире более крупного корабля-памятника, чем «Queen Mary». Еще бы, свыше 81 тысячи тонн водоизмещения. Для обычного пассажирского судна этого многовато. Но «Queen Mary» к обычным отнести нельзя. С этим лайнером связана целая страница в истории всемирного мореплавания...

СЕГОДНЯ «атлантическая королева» используется практичными англичанами и американцами не только как памятник кораблестроения и мореплавания, но и как фешенебельный отель. Мы же поговорим о прошлом «Queen Mary».

За что удостоился почестей этот корабль, родившийся в эпоху острого соперничества на трансатлантических линиях? Строился он на английской верфи Клайда с национальным масштабом. Заказчик - фирма «Cunard Line» справедливо полагала, что ее судно, заняв особое место в пассажирских перевозках между Европой и США, принесет славу всей Британии. И Британия считала так же. А иначе с чего было ее правительству помогать частной фирме, когда возникли сложности в ходе строительства корабля? Между прочим, вмешался тогда не кто-то, а лично министр финансов Чемберлен. В итоге страна получила 12-палубный красавец лайнер на 2139 пассажиров, с могучей машиной, чья мощь была эквивалентна усилиям семи миллионов галерных гребцов!

Корабль-уникум хотели назвать именем британской королевы Виктории, но вмешался курьезный случай. Лорд Ройден, один из директоров компании, стесняясь напрямую спросить разрешения венценосной семьи, употребил намеки. У короля Георга V он осведомился, не будет ли Его Величество возражать против присвоения кораблю имени «самой яркой и великой из всех женщин, носивших британскую корону». Король намека не понял и ответил, что польщен и обязательно расскажет о предложении... своей супруге. Так вместо «Queen Victoria» на борту вынуждены были начертать «Queen Mary».

Юная и резвая «Mary» в первом же рейсе продемонстрировала, что при своем внушительном водоизмещении способна двигаться со скоростью эсминца, и установила рекорд, преодолев Атлантику за 3 дня 20 часов 42 минуты. Лайнер удостоили престижной «Голубой ленты». Рекорд продержался аж до 1952 года! Согласитесь, уже за одно это «Queen Mary» достойна почетного причала. И потомки привели ее к нему.

Конечно, корабли-памятники есть и у нас, но самое время вспомнить, с какими потугами достигли они подобных причалов в России и в каком состоянии пребывают сейчас. Не буду утруждать читателя перечислением загубленных исторических русских кораблей. Скажу лишь, что для нас предметным олицетворением проблемы может являться шхуна «Запад» на Красной пристани...

А ведь всякий раз властные чины кивают на безденежье, хотя тут же называют Россию державой, богатейшей страной, достойной членства в «большой семерке»... Потому и видится, что главная причина вовсе не в отсутствии денег, а в национальном беспамятстве. В нем наше общество пребывает давно.

В последние годы на архангельском рейде не раз появлялись военные корабли англичан - фрегаты «London» и «Campbeltown», минный тральщик «Аtherstone». К тому же и в Санкт-Петербурге мне доводилось посещать корабли британского флота. И вот какие возникали мысли...

Когда-то мы гордились своим боевым прошлым. И выражалось это в «уроках мужества», «декадах памяти», «месячниках патриотического воспитания» и еще многом другом под единым девизом: «Будем достойны славы дедов и отцов». У англичан, как оказалось, тоже имеется собственная гордость. Правда, не столь риторическая, как у нас. Конечно, «отличников политической подготовки» на флоте Ее Величества не водится, но об истории и традициях своих кораблей мне рассказывали и офицеры, и старшины, и рядовые английского флота. И каждый при этом, дополнял другого, охотно поясняя, что, например, означает примечательная эмблема с цветком, которую носит корабль на ограждении, или почему на дымовой трубе его выведена черная цифра 2 и отчего тот же «Campbeltоwn» называют кораблем из «шотландского соединения»...

Верно, по иронии судьбы сразу же после английских кораблей я попадал на корабли наши, пост-перестроечного ВМФ. Картина выяснялась удручающая. Иные офицеры и мичманы не могли припомнить даже год постройки своего корабля. Многим неведомо было и происхождение бортового наименования. О рядовых матросах я не говорю. В такие мгновения думалось: чем же занимаются наши господа офицеры, ведающие так называемой работой с личным составом? И далее с ужасом: неужели так по всей стране?!

Однако вернемся к «английской королеве». У Великобритании, помимо «Queen Mary», исторических кораблей-памятников несколько: и «Victoria» Нельсона, и легкий крейсер Второй мировой «Belfast», и шотландский барк-китобоец «Disco-very» в порту Данди, и другие. Все они в прекрасном состоянии, если не сказать, с них сдувают пылинки. Я полагаю, это лишнее доказательство особого морского приоритета британской нации. Отношение англичан к мореплаванию, многовековые заслуги их флота перед человечеством, безусловно, создают таковой. У России, имеющей 22 тысячи километров морской границы, тоже есть вклад в освоение Мирового океана. Но как бы ни коробило наших квасных патриотов, ценить это мы не умели и не умеем.

И еще обращу внимание: англичане, как и американцы, бережно относятся не только к своим знаменитым кораблям, но и к чужим. Рядом с «Queen Mary» пришвартована советская дизельная подлодка проекта 641а (по классификации Jane - «Foxtrot»). Такие в свое время составляли значительную часть нашего подводного флота. Теперь русская лодка служит музеем. На чужбине. Надо полагать, истинные англоязычные моряки поступили так из уважения к своему достойному сопернику времен «холодной войны».

Нам бы так уважать. Самих себя!

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  Последний полет УАЗа  |
Северодвинск   Фейерверк в честь нашего профтеха  |
Россия   Алеют звезды обелисков  |  Только самолетом можно долететь  |  Своих не забываем  |  «Окольцован» мыс Челюскин  |  Пароход дипкурьера Теодора Нетте  |  Командировка в рабочую юность  |  «Foxtrot» с британской королевой  |  Лицензия вместо удавки  |  У всех на устах  |  Курсом Крузенштерна  |  Сюрзи: истина где-то рядом  |  Кредиторы наседают  |  «Ядерные чемоданчики» атомных ледоколов  |  Быть ли в холдинге?  |  В несколько строк  |  «Булава» взлетела, а «Волна» не поднялась  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2005
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com