Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 18 октября 2018 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 4 октября 2005 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 4 октября 2005 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Командировка в рабочую юность

Версия для печатиОтправить статью другу
24 сентября исполнилось 50 лет со дня закладки на стапеле цеха 42 Севмаша первой отечественной АПЛ

Мне посчастливилось работать на этом опытном корабле, названном позднее «Ленинский комсомол», в самом начале его строительства.

ВСЕГО три месяца в 1955 году продолжалась моя командировка в экспериментальный цех. На стапеле пятидесятого, где в разной степени готовности находились легкие крейсеры проекта 68-бис, работы прекратились. Занятые на их монтаже бригады сборщиков и сварщиков распределялись кто куда. Меня, недавнего выпускника школы ФЗО

№7, определили в 42-й.

Главный пролет цеха наполовину пустовал. При входе в него размещалась конструкция, напоминающая громадную, причудливой формы тарелку. Слева и поодаль виднелись пустотелые, из толстого металла цилиндры. О разворачивающемся здесь деле я, конечно, не имел ни малейшего представления.

Начальник участка сборки Василий Цыганков был немного-словен: «Пойдешь в бригаду проверщиков Александра Починкова». И уже вдогонку: «У тебя сколько классов-то?» На «десятилетку» Василий Михайлович отреагировал удовлетворительно. Чуть позже тот же вопрос задал мне и Починков, подавая конец рулетки. Измерения последовали на той самой «тарелке», которая в реальности называлась сферической переборкой. То и дело, показывая мне нулевую точку отсчета, бригадир буквально летал по конструкции, спешно записывая показания в блокнот. Иногда спрашивал (для виду, конечно) ответы на простейшие арифметические действия. Выдержав паузу и поморщив лоб, делал какие-то умозаключения.

После обеденного перерыва наше рабочее место сместилось в сторону «цилиндров», за которые я принял обечайки, составляющие блоки будущей подлодки. «Держи вот у этой кромки», - скомандовал Починков, указав на шланг со стеклянными трубками. Не успел я приложить одну из них к стальной кромке, как из трубки полилась вода. «Эх ты, - укоризненно проговорил проверщик, закона физики не знаешь. Ведь это же сообщающиеся сосуды, а жидкость в них всегда находится на одном уровне. Если этот уровень нарушить, вода будет искать выход». Позднее наставник припомнит и другие законы из школьной программы. В том числе, Эвклидовой геометрии, знание которой проверщику крайне важно.

Осмотревшись, стал узнавать в лицо и других людей. Например, бригадиров судосборщиков Григория Тарбаева, Владимира Постоева, Николая Кондратенко, знакомых, пусть и мимолетно, по работе на строившихся в цехе пятидесяти крейсерах. Яркое впечатление оставило знакомство с опытными специалистами 42-го - Рустемом Утюшевым, Валентином Головцовым, Павлом Чистяковым, Аркадием Дьячковым. А встреча с начальником цеха Петром Гололобовым вообще становилась событием, переполнявшим душу.

С Сашей Починковым через месяц мы были уже почти на равных, легко понимая друг друга. Проверочные задания чередовались со сборочными, в том числе и такими непопулярными, как абразивная зачистка деталей и узлов. А после установки фундаментов, всевозможных креплений мы, ко всему, становились монтажниками. Обечайка же на глазах превращалась в секцию, блок будущей подлодки.

Многого тогда мы, конечно, не знали. Не ведали, что всего за месяц до нашего прихода, 24 сентября 1955 года, состоялась закладка этого корабля проекта 627. Что ему суждено стать первой отечественной атомной подлодкой. И что она одной из первых в мире в июле 1962 года совершит переход на Северный полюс.

Всего три месяца продолжалось мое участие в строительстве этого уникального корабля. Для заводской летописи совсем незначительный отрезок времени. Но для памяти сердца этой величины хватит надолго.

Юрий АНАНЬИН



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Добавить комментарий
Текст комментария (комментарии, содержащие ссылки с указанием www и http, не публикуются)
Автор
Email
Защита от спама
  
Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  Последний полет УАЗа  |
Северодвинск   Фейерверк в честь нашего профтеха  |
Россия   Алеют звезды обелисков  |  Только самолетом можно долететь  |  Своих не забываем  |  «Окольцован» мыс Челюскин  |  Пароход дипкурьера Теодора Нетте  |  Командировка в рабочую юность  |  «Foxtrot» с британской королевой  |  Лицензия вместо удавки  |  У всех на устах  |  Курсом Крузенштерна  |  Сюрзи: истина где-то рядом  |  Кредиторы наседают  |  «Ядерные чемоданчики» атомных ледоколов  |  Быть ли в холдинге?  |  В несколько строк  |  «Булава» взлетела, а «Волна» не поднялась  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2005
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com