Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 22 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 25 ноября 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 25 ноября 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Последний боцман подлодки К-27

Версия для печатиОтправить статью другу
Ему не довелось ходить на ней в автономки. Единственный раз он вышел на лодке в море, чтобы на дне его она обрела вечный покой

Из всех кораблей, на которых довелось служить Геннадию Александровичу Петухову, самой известной на флоте была эта - К-27, уникальная АПЛ с недолгой и трагической судьбой. Ветераны Севмаша знают ее как «заказ № 601», а экологи и по сей день считают корабль потенциально опасным объектом.

МЫ познакомились, когда Геннадий Александрович уже вышел на пенсию и работал в северодвинском драмтеатре инструктором противопожарной безопасности. Впрочем, сказать «работал» будет не совсем верно. Помнится, всякий раз он начинал свое дежурство непременной фразой: «Заступил на службу». Звучало это, разумеется, в шутку, но с уловимой интонацией бывшего военного человека. Флотская выправка в Геннадии Александровиче угадывается безошибочно и сейчас, а тогда, лет десять-пятнадцать назад, я про себя сразу отметил: есть строгая струнка, аккуратист, любит порядок, наверняка всерьез занимался спортом. Вот только спросить его про воинскую службу как-то повода не было. Оказался бы такой, возможно, и узнал тогда о многом из того, что с интересом услышал недавно. Хотя, как знать, ведь скромный Геннадий Александрович мог и не придать значения своему морскому прошлому.

Его призвали во флот в 1954-м. Парня из северного Котласа тогда направили в южные погранчасти. Служил Геннадий Петухов на Черном море. Сначала был на участке Очамчира - Геленджик, а потом в дозорах вплотную к границе - одной из самых напряженных в ту пору. В море ходили много. Был случай, когда на батумском фарватере взяли пловца-диверсанта, которого должен был подобрать турецкий танкер. После этого моряков собрали в клубе части и объявили, какую «крупную рыбу» они поймали, тогда же и вручили значки «Отличный пограничник».

Это сейчас повсеместно бытует понятие «откосить от армии», а тогда служить если не почитали за честь, так стремились получить здесь знания и специальность. Комендор торпедного катера Геннадий Петухов нелегкой службой морского пограничника гордился, нес ее старательно и настойчиво учился. Ему присвоили квалификационный разряд «Мастер военного дела», выше которого не бывает. И со спортом, как выясняется, Геннадий Александрович крепко подружился на срочной. Увлеченно играл в футбол, волейбол, но особых успехов добился в плавании. Впоследствии, на пятом десятке лет, когда уже служил в Беломорской базе, одним «ныром» он проходил под водой 25-метровый бассейн, а стометровую его дорожку одолевал вольным стилем в пределах минуты сорок.

После демобилизации Петухов вернулся в Котлас, устроился на местный ЛДК, где и отработал без малого десять лет.

Рейдовый тральщик № 31

С окончанием срочной, быть может, могла и закончиться морская составляющая биографии главстаршины Геннадия Петухова, но в 1966-м военкомат направил его на переподготовку - в бригаду на Соловках, где отстаивались военные корабли. Вот тогда-то ее офицеры и взяли на заметку умелого «призывника из запаса». Когда же решили расконсервировать один из минных тральщиков, то в его экипаж звать Геннадия Александровича специально приехал представитель Беломорской ВМБ. Рамщику ЛДК Петухову тогда было над чем размышлять, ведь у него уже росли две дочки, а с жильем ситуация складывалась беспросветная. Предложение он принял. Правда, первый месяц службы форму Петухову не выдавали: кадровики опасались - вдруг передумает. Он не передумал и к 7 ноября 1969-го справил новоселье в квартире на улице Железнодорожной.

Рейдовый тральщик Т-31 польской постройки, проект 151, осадка всего 80 сантиметров - такой и на реке сгодится. Вот и по Северной Двине его командиру Геннадию Петухову ходить довелось, и однажды по заданию гидроотдела с промерами глубин он проделал путь и до родного Котласа. Но, конечно, главная его работа была в море: рейд, входной фарватер, акватория военных полигонов.

Базировался тральщик в Северодвинске. У причала, где он швартовался, рядом стояла атомная подлодка К-27 - мощный красивый корпус. Всех и каждого из моряков этой подлодки Геннадий Александрович знал. Будничные корабельные дела «по портовому соседству» сводили их часто. Командир подлодки капитан I ранга Геннадий Гелиадорович Новицкий слыл большим умницей, морскую профессию знал, паркетным служакой не был. А еще, к слову, он писал стихи, и, надо сказать, неплохие. Некоторые из них он приносил в «Северный рабочий», где я тогда еще только начинал работать. Помню, как изумило одно его стихотворение о Северодвинске, о том, что нет во всем мире больше такого города, где бы в самом центре высился створный знак. Единственный из всех писавших, Новицкий профессиональным взглядом моряка подметил эту уникальную черточку в облике нашего города.

В 1975-м тральщик мичмана Петухова «отслужил свои Регистры». Тогда же каперанг Новицкий взял его к себе боцманом, старшиной рулевых и сигнальщиков. Правда, атомная лодка К-27 давно уже не была ходовой.

Советский аналог «Sea Wolf»

Известный ныне маринист Николай Черкашин в очерке о подлодке К-27 упорно и, в общем-то, непростительно для моряка-подводника называет ее «Золотой рыбкой», путая с первой советской титановой подлодкой проекта 661. Подводная лодка К-27 проекта 645, сданная Севмашем в 1963 году, была единственной в своем роде. Внешними очертаниями она не отличалась от самых первых наших атомных кораблей. Уникальность же ее состояла в том, что в ее реакторах использовался так называемый ЖМТ - жидкометаллический теплоноситель. Проще, в системах парогенераторов лодки циркулировала не вода, а расплавленная масса свинца и висмута. Вот наличием этого самого ЖМТ наш корабль и являлся аналогом американской атомной подлодки «Sea Wolf», и, по сути, он был экспериментальным. В дальнейшем опыт эксплуатации энергетической установки К-27 был использован для создания перспективной серии атомных титановых лодок-скороходов проекта 705.

Однако сама лодка прослужила флоту недолго. Она ходила на боевые службы и параллельно выполняла задачи опытового корабля. В мае 1968 года экипажу К-27 была поставлена задача - вывести реакторы на стопроцентную мощность. Командир БЧ-5 лодки А.А. Иванов тогда посчитал, что корабль к выходу в море не готов, поскольку уже требовалось провести температурную регенерацию ЖМТ. Офицер имел мужество по этому поводу записать в журнал свое «особое мнение». Но его не послушали. 24 мая, когда лодка находилась в море, случилась страшная авария в реакторном отсеке. От радиационного удара в 1000 рентген переоблучился весь экипаж. К-27 вернулась в Гремиху, и счетчики Гейгера зашкалило даже на причале. Пятеро моряков умерли почти сразу, затем еще четверо, агония остальных растянулась на разные сроки.

Лодка не подлежала восстановлению. Свежие активные зоны ее реакторов выгрузке не поддавались. Поэтому первый контур залили фурфуролом, который, кристаллизуясь, становился чем-то наподобие гранита, а весь реакторный отсек заполнили битумом. Сначала

К-27 стояла в Гремихе, потом ее притащили в Северодвинск.

Под белые перчатки

Стоянку подлодки обеспечивал сокращенный почти в три раза экипаж. Но, как и на любом корабле с Военно-морским флагом, на ней постоянно и беспрерывно неслась вахта. Не-обитаемым являлся только залитый битумом реакторный отсек. Без исключения все, кто бывал на лодке К-27 того времени, впоследствии рассказывали мне: в отсеках поддерживался идеальный порядок. Помнится, один из собеседников так и сказал: «Палубы выдраены под домашние тапочки, а поручни под белые перчатки». А кто из команды за чистоту и опрятность корабля первый ответчик?! Иными словами, боцман Петухов дело свое знал.

В Главном штабе ВМФ К-27 уже не числили, вообще как-то скоро о ней забыли. Однажды приехал в Северодвинск главком Горшков, вышел на причал ВМБ и очень удивился: «Как, она все еще тут?!»

В последний поход подлодку тщательно готовили, рассказал Геннадий Александрович. Главным было обеспечить ее непотопляемость на переходе. Все очень точно рассчитали и несколько балластных цистерн корабля даже заполнили «пенопластовыми шариками».

В последней команде К-27, точнее, в аварийной ее группе шло 10 человек: командир - Алексей Анатольевич Иванов, тот самый принципиальный командир БЧ-5, который записал в журнал корабля свое «особое мнение», три матроса-срочника, остальные - мичманы. Имена и фамилии всех их Геннадий Александрович помнит. Кстати, двое, Сергей Иванович Овтин и Владимир Андреевич Космидайло, живут в Северодвинске...

Митингов не устраивали и обошлись без долгих прощаний на причале. Корабль МБ-8 Беломорской базы взял лодку на буксир, другой - спасатель СБ-9 побрел рядом, для страховки. Был сентябрь 1981-го.

Последний парад

К месту шли около трех суток. Прибыли в точку, залив Степового, - это на восточном берегу Новой Земли. Карское море: серый день, стылая вода. По рекомендациям МАГАТЭ аварийные реакторы надлежало топить на глубине не менее 4000 метров. Но кто тогда слушал МАГАТЭ? Под килем обреченного корабля было всего 33 метра.

Лодка К-27 умирать не хотела. Ее первые отсеки и центральный студеное море впустили в себя быстро, а кормовые брали горькую воду медленно, и приговоренная подлодка хотя и погрузилась, но упершись носом в дно. Ее корма с рулями и стабилизаторами оставалась на поверхности. Тогда решили сделать вырез в корпусе. Для этого с буксира на лодку спрыгнул было матрос с газовым резаком. Но тут обратили внимание, что воздух атомохода все же стравливается, и резать не стали.

Неверно описывают последние минуты К-27 и маринист Черкашин, и мемуарист адмирал Мормуль: никто тогда корпус лодки в районе балластной цистерны форштевнем не бил, да и невозможно форштевнем пробить такой металл. А дело было так: оба буксира разом навалились на ее кормовые стабилизаторы, жиманули, как говорится, и вот тогда атомная лодка К-27 ушла наконец под воду. Последний раз и навечно...

Настроение у всех было соответственное, будто на похоронах. А и в самом деле, чем не похороны?! Те, кто с первого дня на К-27 служил, мрачно и вслух: «Не помешало бы выпить за ее службу и за ее покой...» «Мне 10 сентября день рождения, и я в тот рейс бутылку коньяка взял, - вспоминает Геннадий Александрович. - Вот тогда она и пригодилась...»

Вернулись в Северодвинск. Командир базы Леонид Михайлович Сальников, подытоживая, перед большим строем на плацу объявил: «Задача выполнена. Подлодка отбуксирована и затоплена в заданном районе Баренцева моря». Вообще-то, залив Степового - это Карское море, но адмирал тогда не ошибся и не оговорился: место затопления подлодки

К-27 держали в секрете даже от своих.

И только несколько лет спустя, уже в крикливые времена «перестройки», Геннадий Александрович прочел в одной из газет статью об экологии Севера. Там же приводились точные координаты захоронения - 72 градуса 31` 25» северной широты, 55 градусов 30` 25» восточной долготы.

Глубокий след

По указанию главкома экипаж К-27 расформировали, моряков перевели на другие корабли. Геннадий Александрович дослуживал свой срок на

К-403 и К-207 - атомных лодках, которые стояли в Северодвинске.

Признаюсь, в его словах о

К-27 я не почувствовал сентиментального отношения к обреченному кораблю, однако именно с этой подлодкой у бывшего моряка Петухова связано больше всего воспоминаний. Не знаю, сказались ли здесь уникальность ее проекта, трагические обстоятельства, окруженные завесой секретности и домыслов, а быть может, незаурядные личности командиров, с которыми довелось служить, оставили яркие впечатления, но в судьбе последнего боцмана К-27 первая советская атомная лодка с ЖМТ след оставила глубокий.

Этой осенью к Новой Земле из Архангельска ушла специальная экспедиция. Научному судну «Академик Борис Петров» надлежало обследовать районы затопления радиоактивных отходов у Новой Земли. В маршрутную карту экспедиции внесли и залив Степового. Итоговое заключение по К-27: лодка покоится на грунте. Радиационный фон не выше допустимого...

Добросовестного и общительного инструктора Петухова в cеверодвинском драмтеатре и сегодня вспоминают добрым словом, и, кстати, так вышло, что штатные аншлаги «ответственный за пожарную безопасность - Г.А. Петухов» в помещениях театра еще долго сохранялись после того, как он рассчитался. Но об очень многом и примечательном из военно-морской службы Геннадия Александровича, как выяснилось, в коллективе даже и не подозревали.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Ограбили на свою беду  |
Политика   Все делегаты - «за», и только одна - «против»  |  Реформатор Русского Севера  |  Никогда не кривить душой  |
Мир   Обдираловка в Стране басков  |  SOS прошлой недели  |  Как не повезло «Hartford»  |  На морских широтах  |  «Мир» уходит к немцам  |  Эффект несекретных «Aftenposten»  |
Северодвинск   Информация с верфей  |  Из Архангельска – на «Архангельск»  |  Сеть на 10 километров  |  Мойва станет деликатесом?  |  Каботаж, помноженный на пять  |  Над тралбазой тучи ходят хмуро  |  Утилизацию в рамках СНВ-1 рассекретят  |  Усталые подлодки на «Звездочку» не придут  |  Моряк, помни «Титаник»!  |  Алюкобонд - пилотный материал  |  Опасный атом - под контроль  |
Россия   Что ни портрет, то раритет  |  У матросов есть вопросов  |  История человеческих судеб  |  Первопроходцы из Убекосевера  |  Новости из портов  |  Командировки морпеха Судникова  |  Битва конструкторов  |  Военное обозрение  |  Порвали парус  |  Продлили жизнь субмаринам  |  «Онега» ловит селедочку  |  «Камчадал» против шторма Камчатки  |  У всех на устах  |  «Руслан» станет в док  |  Проект от «Braun and Root»  |  «Адмирал» стал жертвой самолетов МиГ  |  Бегущая строка  |
Общество   Последний боцман подлодки К-27  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2003
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com