Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 3 мая 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 июля 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 июля 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Найдено место гибели «Варяга»

Версия для печатиОтправить статью другу
В феврале 2004 года исполнится 100 лет героическому подвигу бронепалубного крейсера

В КАНУН знаменательной годовщины телеканал «Россия» при поддержке командования Военно-Морского Флота организовал уникальную экспедицию к берегам Шотландии, к месту, где покоятся останки легендарного корабля. Среди участников экспедиции - внук капитана крейсера «Варяг» Никита Руднев. Спустя 82 года после гибели крейсера они нашли «Варяг» на дне моря.

На подготовку экспедиции к месту гибели «Варяга» в Ирландском море ушел почти целый год. Однако шансов на успех было немного. Архивных документов о последних днях крейсера ни в России, ни в Великобритании не сохранилось. Шотландские рыбаки смогли лишь приблизительно указать район, где 82 года назад затонул «Варяг». По их словам, последний раз местные аквалангисты-любители искали останки знаменитого корабля около тридцати лет назад. Русские в этих местах вообще никогда не появлялись.

- Я живу здесь уже больше сорока лет, но никогда не видел русских и не слышал, чтобы они интересовались этим кораблем, - говорит капитан судна Джон Мэрдок.

Крейсер «Варяг» совершил свой подвиг во время русско-японской войны в 1904 году. Получив ультиматум японского адмирала Уриу, он отказался сдаться и вступил в бой с вражеской эскадрой из 15 боевых кораблей близ корейского порта Чемульпо. После неравной битвы русские моряки затопили крейсер.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и почти 10 лет прослужил в составе их флота. В 1916 году русское правительство выкупило его у Японии и отправило на ремонт в Англию. После октябрьского переворота, когда большевики отказались платить по царским долгам, англичане конфисковали «Варяг» и продали его немецкой компании на металлолом. Во время буксировки к месту слома крейсер наскочил на скалы и затонул у берегов Южной Шотландии. До сегодняшнего дня считалось, что в 20-е годы англичане полностью разобрали его прямо в море.

Первый день поисков подтвердил худшие опасения. Огромные заросли ламинарий покрывали почти все дно возле берега. Ветер с Атлантики раскачал море, и видимость под водой резко ухудшилась. Температура воды в Ирландском море даже летом не превышает 12 градусов. К тому же нам было известно, что немецкая компания, занимавшаяся разделкой крейсера на металлолом, в 1925 году взорвала корпус «Варяга», чтобы облегчить себе работу. Первые погружения результатов не принесли. Напряжение нарастало с каждым днем и часом поисков. Местные рыбаки посоветовали искать чуть дальше от берега. Наконец, наступило 3 июля. В 12 часов 35 минут по местному времени один из наших аквалангистов обнаружил первый фрагмент «Варяга». Это был деревянный леер носовой надстройки. По словам Дмитрия, под водой он видел остатки каких-то конструкций и огромные металлические плиты.

С помощью местных жителей нам удалось найти то место, где в 1922 году «Варяг» наскочил на скалы. Оно находится в 60 милях к югу от Глазго и всего в полукилометре от берега. Некоторые фрагменты крейсера, которые уцелели после взрыва в 1925 году, находятся на глубине 6-8 метров. На этом месте под водой никто никогда не снимал. Теперь впервые можно увидеть останки легендарного крейсера «Варяг». К сожалению, уцелело немногое. Взрыв буквально разметал фрагменты корабля на огромной площади. Что-то затянуло песком и илом. Хорошо сохранились только латунные и бронзовые детали. Например, такие, как кусок сливного устройства, который открылся под водой даже через 80 с лишним лет. Особенно поразило качество стали: под тонким слоем ржавчины она сверкала как новая.

Как известно, русское правительство разместило заказ на строительство «Варяга» в Филадельфии. Американская сталь в то время считалась одной из лучших в мире. Самой сенсационной находкой нашей экспедиции стало обнаружение иллюминатора и латунной таблички с маркировкой американского завода, поставлявшего на «Варяг» паровые насосы и приводы. На обратной стороне отчетливо видны японские иероглифы. Известно, что когда японцы подняли «Варяг» в 1905 году и включили его в состав своего флота, все русские и английские названия были перебиты на японские. После этой находки все сомнения отпали: обнаружен именно «Варяг».

На четвертый день экспедиции погружение совершил внук командира крейсера Никита Пантелеймонович Руднев. Он родился в 1945 году во Франции, куда вся семья Рудневых вынуждена была уехать после революции. Имение деда в Тульской области, как и все его награды, оставшиеся в России, были конфискованы большевиками. Узнав, что мы обнаружили останки «Варяга», Никита Руднев прилетел в Шотландию из Франции, чтобы увидеть их собственными глазами. Это был один из самых эмоциональных моментов экспедиции.

- Большие куски металла! У вас уникальная команда. Там все заросло. А они нашли. Это уникально. Раньше у меня были только фотографии. Но сейчас видеть и трогать это руками - это чудеса. Как я рад! - восклицает Никита Руднев.

И последнее. Командование ВМФ России в настоящее время рассматривает вопрос об отправке к берегам Южной Шотландии одного из боевых кораблей Балтийского флота. Спустя 100 лет после подвига он должен будет отдать воинские почести погибшему крейсеру.

Алексей ДЕНИСОВ «Вести»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Мир   НОВОСТРОЙ  |  Кто следующий?  |  Вновь открытое море  |  Военное обозрение  |  Технологии от «Bollinger»  |  Найдено место гибели «Варяга»  |  Красная цена  |
Северодвинск   «Бесстрашный» покидает «Звездочку»  |
Россия   SOS прошлой недели  |  Родные причалы  |  Погиб на посту кот-таможенник  |  Удивительная находка  |  Такого дерева не видал сроду  |  Крылья - табань!  |  А тем временем  |  Информация с верфей  |  Перспективы Новороссийска  |  Новости из портов  |  На морских широтах  |  «Щелья-6»  |  Нужны быстрые речные суда  |  У порта - новый хозяин  |  «Донской» загрузился  |  Последний причал  |  К аукционам возврата нет  |  У всех на устах  |  Впереди - океанские вахты  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |
Общество   Неутомимый Табанин  |  No pasaran!  |  Трехсотый номер «Корабелки»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2003
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com