Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 29 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 июня 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 июня 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Таежный «Хэмпден»

Версия для печатиОтправить статью другу
В одном из глухих мест карельских болот возвышается стальной крест. Здесь же надпись по-английски: «Слава героям Великобритании!»

Это памятник братскому содружеству союзников в годы Второй мировой войны, знавшему и радостные, и трагические страницы. В начале 1942 года в шхеры Норвегии перебазировался немецкий линкор «Тирпиц». Сюда же нацисты перебросили более 400 самолетов морской авиации. Перед этой группировкой стояла цель прервать североатлантическую артерию ленд-лиза.

Союзники предпринимали настойчивые попытки уничтожить его на стоянке. Одна из них состоялась в августе 1942 года. Восемнадцать британских самолетов взлетели в Англии с задачей обнаружить и уничтожить линкор. Однако цель находилась на расстоянии, превышающем радиус полета самолетов. По договоренности с нашим командованием посадка их планировалась на советской территории. Густая облачность закрыла и цель, и наши аэродромы. Экипажи нескольких самолетов с пустыми баками шли тогда на вынужденную посадку или выбрасывались с парашютами. Некоторых английских летчиков нашли и отправили на родину. О судьбе других тайга хранила молчание.

О том, что юго-восточнее поселка Алакуртти в Карелии, в 50 км от границы с Финляндией, есть остатки упавшего самолета, майор в отставке Владимир Борисович Легкобыт узнал от местного охотника и грибника. Туда и отправился он с группой энтузиастов. Не сразу вышли они на место падения. Кусок дюраля был первым следом катастрофы. В радиусе тридцати-сорока метров они обследовали каждый сантиметр земли.

Главным доказательством того, что машина была английского производства, стала небольшая металлическая бирка с проштампованным словом «Хэмпден» и заводским номером. Потом удалось установить, что в упавшем самолете было четыре человека. А в последний день поисковой работы, перетирая руками комки земли, Владимир Борисович обнаружил в одном из них золотой перстень с монограммой «1М».

Все, что нашли на месте падения самолета, переправили в музей ВВС Северного флота. Настало время архивных изысканий. Данные и перстень передали в посольство Великобритании. Через несколько месяцев оттуда пришел ответ. В архиве Королевских ВВС есть данные о самолете и его экипаже. Члены экипажа числились пропавшими без вести, а перстень был опознан сестрой одного из членов экипажа - Лесли Гарри Малинсона.

Собранные свидетельства и архивные данные позволили в общих чертах восстановить обстоятельства гибели англичан. Немецкие зенитчики повредили один из моторов самолета, когда он находился над Норвегией. На советском аэродроме, где планировалась посадка, успели принять радиограмму летчиков об ухудшении погоды. На подходе к советско-финляндской границе израненный самолет англичан зажали в клещи вражеские истребители…

На месте гибели «Хэмпдена» поисковики с помощью местных властей и военных установили памятный крест. Кроме уже упомянутых надписей там перечислены имена погибших летчиков: Лесли Гарри Малинсон, Джон Дуглас Смит, Георг Десмонд Кирби, Ро Стэнли Оттер.

Согласно воле родственников останки погибших англичан были преданы земле в Архангельске - на кладбище, где покоится прах английских военнослужащих.

Леонид ЛЮБИМСКИЙ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Топливо «плывет» в глубинку  |  Гигант от Лименды НА ЭКСПОРТ  |
Мир   На морских широтах  |  Таежный «Хэмпден»  |  «Брандвахта» хранит сокровища  |  Информация с верфей  |  Турецкий демарш  |  Новости из портов  |  Россияне отказались от норвежской помощи?  |
Северодвинск   Моряки посетили монастырь  |  Обо всем болела душа  |  Как живешь, «Синдуратна»?  |  Калуга теперь с подлодкой  |  Понтоны для «Хаттона»  |  Старшие курсы: курс на выпуск  |  О доблестях, о подвигах, о славе. И о нашем флоте  |
Россия   «Двинский залив» вернулся на Двину  |
Общество   Наши коровы – они и в Арктике коровы…  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июнь 2003
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com