Тайна украденного шедевра, возможно, покоится на дне Балтийского моря
В последнее время в России, Германии, Англии и других странах живо обсуждаются вопросы реституции - возвращения ценностей, захваченных враждебными армиями в годы войн. Предложенный нашей Госдумой принцип обмена трофейными ценностями обрекает эту проблему на многолетний торг.ЕСТЕСТВЕННО, какое-то количество похищенного безвозвратно пропало, но большинство ценностей до сих пор находится в розысках, в частных коллекциях или в тайниках, в архивах или музейных запасниках...До сих пор людей старшего поколения, специалистов и просто всех любознательных интересует исчезновение и поиски Янтарной комнаты, украденной фашистами из известного дворца-музея Екатерины II. Кто бывал в этой комнате до войны, тот поражался ее красотой и убранством. Тогда один из знатоков флорентийской живописи и мозаики писал: «Мы очутились в сказочном мире. Стены зала до потолка были покрыты резным янтарем, сверкали тысячами искр зеркала в хрустальных рамах, оправленных в янтарь. В янтарные панели были вмонтированы картины старых мастеров. Резьба по янтарю была настолько миниатюрна, что ее приходилось рассматривать через увеличительное стекло...»...По приказу бывшего гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха Янтарная комната была вывезена в Кенигсберг, где в бывшем королевском замке развернули экспозицию. Затем украденные шедевры тщательно упаковали в деревянные ящики и опустили в подземелья, откуда они бесследно исчезли, так как советские войска стремительно подошли к этому фашистскому логову. Плененный Кох, будучи военным преступником, получил пожизненное заключение и, чтобы продлить свою жизнь в тюрьме или выйти из нее по амнистии в Польше, затягивал воспоминания о Янтарной комнате и путал допрашивающих...Опираясь на тысячи разных документов, воспоминания очевидцев, оставшихся в живых с тех времен, энтузиасты ищут сокровище в затопленных подземельях Пруссии или в соляных шахтах Германии, в трюмах затонувших судов Балтики. Иногда появляются сенсационные сообщения о находках, но подлинность их до сих пор не подтверждена.Есть версия, что потопленный советской подводной лодкой С-13 Александра Маринеско лайнер «Вильгельм Густлов» имел на борту ящики с фрагментами Янтарной комнаты. Сейчас лайнер покоится на глубине 50 метров в 20 милях от косы Хейль вместе с сотнями других кораблей, обросших ракушками на дне. На поиски кладов несколько раз отправлялись аквалангисты. Но их пресекали немецкие полицейские...В пользу морской версии захоронения Янтарной комнаты выступает культурно-просветительский фонд «Тайны века» и его президент обладательница редкой международной награды «Золотое сердце» Наталья Афанасьевна Малютина. Она была среди создателей музея Балтийского флота в Пиллау (ныне Балтийск) и участником экспедиции поиска Янтарной комнаты, а потом работала старшим научным сотрудником Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге...Однажды Н.А. Малютину в Питере посетил барон Эдуард фон Фальц-Файн, потомок российского «адмиральского рода» Епанчиных. Он порекомендовал Малютиной познакомиться с господином Хайнцом Шойном, который в стужу январской ночи 45-го тонул на «Густлове».В тот год в гитлеровской Германии брали в армию и флот всех подряд - и юнцов, и стариков. Шойну тогда было семнадцать. Когда лайнер отправлялся из Гдыни, он наблюдал за погрузкой и видел, что судно перегружено. После посадки людей стали грузить вещи: ящики, конструкции, пакеты.Выйдя в море вечером 30 января 1945 года, «Густлов» вскоре был атакован Маринеско и сразу пошел ко дну, унося с собой на дно Балтики тысячи жизней. Шойну повезло - он спасся и после войны занялся поиском людей, переживших эту катастрофу. Он копался в архивах, составил список оставшихся в живых. Вышла его книга «Гибель «Густлова», а по его сценарию американский режиссер снял фильм «Ночь спустилась над Гогенхафеном...». Но об исчезнувшей Янтарной комнате точных сведений до сих пор нет.А в это время в городе Пушкине между Министерством культуры России, музеем-заповедником «Царское село» и немецкой компанией «РУРГаз АГ» было подписано соглашение о предоставлении спонсорской помощи на восстановление шедевра мирового искусства. И еще в 1979 году появилась специальная мастерская с широким спектром реставрационных и творческих возможностей.Воссоздание такого шедевра - дело дорогостоящее. Представьте себе, что в результате обработки одного килограмма янтаря остается лишь 150 граммов, годных для работы. А всего нужно более четырех тонн! И это при цене 250 долларов за килограмм!Сырье начало поступать из Калининграда, где в свое время добывался тот янтарь для солнечной комнаты Екатерининского дворца, а финансировать стоимость работ стала «РУРГаз», с тем чтобы завершить реконструкцию к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.- Янтарная комната имеет символическое значение и для отношений между Россией и Германией, - сказал председатель правления компании г-н Шпат. - Обе страны воевали друг с другом и тесно сотрудничали в области политики, культуры и искусства...Работая по 11 часов в сутки, по проекту А. Кедринского умельцы камешек за камешком воссоздали янтарный шедевр. Из небольших пластинок специалисты составили панно, в точности повторяющие по форме и цвету все оттенки изчезнувшего оригинала. Используя архивы, документы, фотографии, раскрывая секреты мастеров XVIII века.При открытии Янтарной комнаты директор музея-заповедника «Царское село» Иван Саутов представил «восьмое чудо света» перед руководителями многих стран, приехавшими на юбилей северной столицы России, во всей красе, получив высокую оценку. А президент США Буш-младший подтвердил высокий профессиональный уровень русских специалистов, сказав напоследок: «Фантастично!»
Владимир ЩЕТИНИН, Калининград - Пушкин -Санкт-Петербург
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!