Удивительная судьба корабля - «рабочей лошадки» эпохи «холодной войны»Лодки на продажуУвы, столетие нашего подводного флота, к которому мы стремительно приближаемся, его колыбель - Либавская база встречает в полном запустении и совершенно ином качестве. Жилые дома военного городка разграблены и пустуют, а в казармах расквартирован батальон «латышских стрелков» сегодняшнего разлива.Что творилось в Лиепае после ухода «русских» нетрудно представить. Выросшие, как на дрожжах, мини предприятия, в том числе на базе бывшего СРЗ-29 Тосмаре, начали полномасштабную реализацию свалившихся «с неба» бесхозных богатств. Благо, почин по сбыту кораблей был сделан командованием БФ до «отступления» в 1994 году. Лодки вывозились в Швецию, Финляндию и Германию на паромах, буксирами «за ноздрю». Несколько лодок, как рассказывали латыши, затонули на пути к заказчику.Именно тогда многие страны мира обзавелись собственными советскими подлодками, превращенными затем в «музеи холодной войны», рестораны, а то и спецзаведения, обычно помечаемые красным фонарем. Попав как-то на борт подводной лодки С-194, ошвартованной в гавани Васа в Стокгольме, я был немало удивлен, увидев развевающийся над мостиком флаг вспомогательного флота ВМФ СССР. Картину полного глумления довершили манекены в милицейских фуражках и бутафорских буденовках, в различных позах заполнявших внутриотсечное пространство. Как финны купили «джульетту»Когда финский коммерсант Йари Комулайнен впервые попал в Лиепаю, на советской военно-морской базе, по его словам, русские уже начали задумываться, куда же девать устаревшие подлодки? Комулайнен вынул тогда чековую книжку и сделал предложение, вызвавшее жгучий интерес. С русскими в ту пору было любо-дорого работать. Они знали себе цену, довольствуясь малым.К этому времени в Лиепае оставалось еще две «джульетты», одна из которых когда-то и числилась как К-77. Здесь же стояли несколько «фокстротов», «гольфов» (пр.629), а также не счесть прочей мелочи типа «виски». «Джульетты» заинтересовали финна особо, так как обе находились на плаву в относительно хорошем состоянии. Так случилось, что пост атташе по торговле в Советском посольстве в Финляндии в то время занимал отставной командир советской подлодки. Он то и стал посредником в первой операции Комулайнена по продаже подводной лодки пр.641 («фокстрот»), которую, как сообщалось в газете «Хельсинки Саномат», использовали в качестве памятника эпохи «холодной войны». Весной 1993 года корабль, стоявший в Хельсинки был открыт для посещения публики, но уже на следующий год для этой цели использовали «К-77», в которой удалось разместить бар и ресторан. Последний органично вписался в одну из обширных аккумуляторных ям. Лодка в очередной раз была переименована. На сей раз в «Джульетту U-461». По всей видимости, решающую роль в этом сыграли съемные бортовые номера, найденные где-то в трюме. Обнаружив, что номера были неоднократно переписаны, новые хозяева подтвердили легенду о лукавых русских, постоянно меняющих бортовые номера для введения в заблуждение вражеской разведки.Впрочем, это лишь добавило популярности ресторану. Тем более, что, в силу исторических обстоятельств, единственной подводной лодкой на земле Суоми была крошечная музейная «Весикко» германской постройки 1933 года, расположенная на суше, в крепости Суоменлинна в Хельсинки (бывший русский Свеаборг). Наконец, наступил 1997 год, и судьба бывшей К-77 вновь изменилась. Компания «Sub-Expo Ltd.» в лице ее главы г-на. Комулайнена получила предложение от канадской компании «Русская подлодка» («Russian Submarine B.C.») cдать «джульетту» в аренду на пятилетний срок. С ежегодной выплатой 200 000 долларов США. Путь предстоял долгий, подстать прошлым автономкам, через Атлантический океан в залив Тампа, на полуострове Флорида. Так близко к берегам своего бывшего противника лодка еще не забиралась.Для перехода был нанят украинский буксир и, по словам очевидцев, плавание в зимних условиях оказалось сущим кошмаром. Так или иначе, операция стоимостью в 300000 долларов успешно завершилась в январе 1998 года, когда К-77 прибыла в туристическую гавань американского городка Санкт-Петербург. С местными властями у компании «Русская подлодка» была, в свою очередь, договоренность о 30-месячной субаренде «джульетты» в качестве аттракциона. Однако ошвартовать лодку с осадкой 8 метров к причалу с глубинами около 5 метров, понятно, не удалось. Пытаясь спасти положение, компания за восемь долларов начала возить туристов на лодку, стоявшую на якоре, катерами. Более 50000 любознательных американцев успели посетить «Джулиетт U-484».Через год «Русская субмарина» заявила о своем банкротстве. К-77 досрочно возвращалась Яри Комулайнену. Но даже мысль о буксировке подлодки в обратном направлении повергла хозяина в ужас. Городские власти, успевшие разочароваться в стареющей, а главное, не приносящей достаточных доходов субмарине, не скрывали желания поскорее от нее избавиться. И вскоре в Интернете появилось объявление о продаже.Но даже за миллион долларов желающих купить «джульетту» не находилось. И вот тут-то предложение, совершенно случайно, попало в поле зрения Интермедиа Филмз. Представители компании как раз собирались снимать фильм «К-19.Оставляющая вдов», о трагической судьбе одноименной советской подводной лодки. Более известной у нас как «Хиросима». На борту этого первого советского ядерного ракетоносца в июле 1961 года произошла первая, но, увы, не последняя, ядерная авария с человеческими жертвами. Героические действия экипажа предотвратили тогда крупномасштабную катастрофу. Ценой двадцати жизней советских моряков.Звезда ГолливудаОсознав шанс заполучить настоящую советскую подлодку, пусть и похожую на «К-19» как бульдог на борзую, компания, тем не менее, загорелась этой идеей. К великой радости г-на Комулайнена, она вскоре была реализована. Этим занялся Ланс Джулиан, из фирмы «Марин Тим». Он имел колоссальный опыт работы с киношниками по всему миру, обеспечивая морские съемки. На этот раз капитану Джулиану действительно повезло. Для съемок удалось арендовать как раз то, на чем настаивали представители компании «National Geographic Society» - настоящую советскую подлодку. И всего-то за 200 тысяч долларов в месяц, при бюджете фильма в 100 миллионов долларов! Интермедиа Филмз на целый год получила в свое распоряжение К-77 Но прежде лодке предстояло новое, на сей раз 2000-мильное путешествие в канадский порт Галифакс. Подводная лодка благополучно прибывшая в Галифакс была помещена в док. Так как ей предстояло изображать К-19 проекта 658, существенно отличающуюся силуэтом от относительно короткой и прямоугольной в сечении «Джульетты», предстояло провести «пластическую операцию». Корпус был удлинен 25-метровой насадкой в корме, а поверх оригинальной рубки закрепили огромный пластиковый муляж, в котором как бы размещались три баллистические ракеты. С большой дистанции силуэт дизельной лодки действительно стал напоминать К-19.Мысли о съемках внутри К-77 были решительно отметены. Отчасти из-за неприглядного вида отсеков лодки, а отчасти из-за технических трудностей размещения аппаратуры. Поэтому было принято решение построить береговой макет в натуральную величину, декорировав его для пущей достоверности реальными приборами с К-77.По окончании съемок К-77 была выставлена для всеобщего обозрения. За деньги, разумеется. В день открытия публичного доступа билет стоил 50 долларов, а мероприятие было обставлено соответствующей помпой. Жители Галифакса, заинтригованные происходящим на их родной судоверфи, валили валом. Магическую роль сыграло и имя Харрисона Форда, исполнившего в фильме главную роль. Когда интерес горожан к киношной К-19 стал спадать, городские власти повторили действия своих коллег из флоридского Петербурга. Последовали намеки, что, мол, пора бы и честь знать. Новый поворот в судьбе бывшей К-77 наступил, как обычно, внезапно. Ею заинтересовался расположенный в американском городе Провиденс фонд музея авианосца «Саратога». Как раз одного из тех, кому предназначались в свое время ракеты с борта К-77. Уже несколько лет эта организация пыталась переделать бывший аэродром авиации ВМС США Куонсет Пойнт на Род-Айленде в тематический парк-выставку, центральным экспонатом которой должен был стать списанный авианосец «Саратога».Яри Комулайнен ликовал, вопрос о вторичном переходе через Атлантику измученного съемками, перестройками и перекрасками бывшего ракетоносца отпадал раз и навсегда. Остается надеяться, что ветерану «холодной войны» будет уютно в чужой гавани, как это обещано представителями фонда Саратога. Они заявили, что подводная лодка К-77 станет памятником героической эпопее, которую прошли совместно подводники Соединенных штатов и Советского Союза. И как символ установившемуся миру между нашими народами. Хотелось бы в это верить, что не придется разглядывать друг друга в перископы и визиры прицелов.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!