Удивительная судьба корабля - «рабочей лошадки» эпохи «холодной войны»
Утром 25 марта 2002 года к борту подводной лодки «Джулиет-484» подошел буксир «Пойнт Вэлиант» и закрепил трос на кормовом кнехте. Таможня и портовые власти дали «добро», а провожающие покинули корабль. Ровно в 10.00 были отданы швартовые, и мощный буксир «Хэмлок» потянул 4000-тонную громаду на выход из гавани канадского Галифакса. Их курс лежал в город Провиденс (Род-Айленд), США, которому было суждено стать последним пристанищем подлодки, на сей раз в качестве музейного экспоната.ЗАЛИВ Мэйн пройти с ходу не удалось из-за тревожной метеосводки, и утром следующего дня лодка ошвартовалась в Шелбурне (Новая Шотландия), то есть все еще в Канаде. Счет за стоянку был оплачен компанией «К-19» Продакшн Инкорпорейтед», использовавшей лодку в качестве главного героя нового голливудского блокбастера «К-19. Оставляющая вдов». Координатор компании по морской части капитан Ланс Джулиан, он же старший на переходе, посовещавшись с коллегами, принял решение переждать резкое ухудшение погоды в Шелбурне. Через день компания двинулась дальше и ясным первоапрельским утром прибыла к месту назначения. На городском пирсе № 1 корабль встречали оркестр и группа энтузиастов морского дела во главе с мэром Провиденса Винсентом Чьянчи, а также президентом Фонда музея «Саратога» Франком Ленноном. Откровенно говоря, церемония эта, затеянная возле отплававшего свое исполина, увенчанного к тому же звездно-полосатым флагом, вряд ли вызвала бы наш интерес, не будь этот корабль в недалеком прошлом советским подводным ракетоносцем К-77.Лошадки «холодной войны»Крейсерская подводная лодка с крылатыми ракетами К-77 была заложена 31 января 1963 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Горьком, а уже 31 октября 1965-го вошла в состав соединения Северного флота, базировавшегося в поселке Видяево. 4 пусковые установки крылатых ракет и 10 торпедных аппаратов делали корабль весьма грозным для противника. Ракеты П-5 с дальностью полета 500 километров со скоростью 345 метров в секунду в 1960-е годы легко преодолевали ПВО вероятного противника, а килотонная ядерная боеголовка РДС-4 обеспечивала гарантированное поражение как береговых, так и корабельных целей. Позднее, еще более точные самонаводящиеся ракеты П-6 сделали основной специальностью этих лодок удары по американским авианосцам. Планируемая серия из 35 «джульетт» (так этот тип именовался в НАТО), строившихся одновременно с 8-ракетными атомоходами проекта 675 («Эхо») подобного предназначения, была впоследствии сокращена до 16 единицНесмотря на внешне неказистый вид «джульетты» зарекомендовали себя надежными кораблями и в течение десятилетий являлись рабочими лошадками «холодной войны» на море наряду с другими дизельными собратьями: «фокстротами» (пр.641), «виски» (пр.613) , «ромео» (пр.633), «танго» (пр.641Б) и т.д. Среди «дизелей» они прочно стояли на втором месте по длительности походов вслед за подводными лодками пр.641 с их нечеловеческими 9, 12 и даже 13-месячными автономками.В период войны во Вьетнаме тихоокеанское соединение ракетоносцев пр. 651 успешно демонстрировало советскую морскую мощь в Тонкинском заливе. А боевая служба «джульетт» Северного флота, длившаяся обычно не менее полугода, проходила, как правило, в Средиземном море, но были, как говорится, и варианты.На перехватЗимой 1975 года подводная лодка «К-77» под командованием капитана 1 ранга А. Левина вышла в очередной боевой поход. Успешно форсировав Фареро-Шетландский противолодочный рубеж, лодка, в полной мере испытала на себе нрав зимней Атлантики. Во время зарядок батареи крен достигал 50 градусов, а гребни океанских волн проносились высоко над ходовым мостиком.Привязанная ремнями верхняя вахта, пыталась угадать момент, когда очередной вал накроет их, далеко не утлое суденышко, чтобы укрыться под козырьком рубки. В те редкие моменты, когда отдраивался рубочный люк, огромный столб воды проваливался в центральный пост, грозя вызвать замыкания и сопутствующие им неприятности. Вплоть до пожара, страшнее которого на подводной лодке, как известно, ничего нет. В Бискайском заливе стихия разбушевалась настолько, что, казалось, не выдержат стальные борта легкого корпуса.На параллели мыса Финистерре командир неожиданно получил радиограмму, предписывавшую следовать не в Средиземное море, как ожидалось, а к Виргинским островам. То есть - к восточному побережью Америки. По мнению командования 6-й флот США собирался, если не высаживать десант на Кубу, то, по крайней мере, продемонстрировать подобную попытку. Подводный ракетоносец разворачивался, ни много, ни мало, на перехват американского флота.Как рассказывал Виталий Козырь, в ту пору командир дивизии, в состав которой входила К-77, новый маршрут пролегал между Азорскими островами и островом Мадейра в направлении зюйд-вест. Качка уменьшилась, а когда вошли в зону экваториальных пассатов, и вовсе стало спокойно. На горизонте - ни дымка, а в воздухе даже инверсионных следов от самолетов не видно. Температура в отсеках достигла 50 градусов. Кондиционеры работали непрерывно, но существенно снизить температуру в отсеках не удавалось...И вот назначенный район на параллели Виргинских островов достигнут. Вокруг мертвая зыбь. Серая мгла оказалась настолько густой, что было трудно различить, где кончается вода и где начинается воздух. Тяжелая, давящая атмосфера. Дышать нечем. Воздух напоен влагой настолько, что блики на воде отражаются в плотных его слоях. В отсеках лодки невыносимая жара. Однако, испытание было недолгим. 6-й флот оставил в покое Кубу и направился к берегам Анголы. На подводной лодке кончалось топливо. Последовала команда следовать в гвинейскую Конакри для отдыха экипажа, ремонта техники и пополнения запасов.Уставшие от трехмесячных походов по штормовой Атлантике, подводники встретили радушный прием у местных властей. Помимо дружеских визитов главное внимание было направлено на приведение в порядок материальной части корабля и восстановление бодрости духа. За три недели экипаж отдохнул, и, насколько возможно, пополнил необходимые запасы. Приняв топливо с подоспевшего в Конакри советского танкера, К-77 отправилась в путь, теперь уже в Средиземное море и для начала в Александрию.Пожар в 5-м отсекеНа подходе к островам Мадейра командир неожиданно получил приказание возвращаться в базу. В Бискайском заливе лодка вновь оказались в зоне жестоких штормов. Даже на глубине 100 метров крен достигал 10 градусов. Предвкушая скорую встречу с Родиной, подводники стойко переносили трудности и, ничто не предвещало беды.Утром 20 марта лодка шла на глубине 80 метров. Командир корабля находился в центральном посту, когда в 10.40 из жилого 5-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога! Пожар в 5-м отсеке! Горит ППС!» ППС - станция параллельно-последовательного включения групп аккумуляторной батареи.Была сыграна аварийная тревога. По приказанию командира корабля в 8-м отсеке приготовили к действию систему объемного химического пожаротушения, а в 5-й отсек подали огнегаситель Старшина команды электриков успел доложить по телефону, что в отсек несанкционированно подан фреон. Поскольку пожар продолжался, командир приказал подать в пятый отсек огнегаситель из установки центрального поста. В 11.10 лодка всплыла в надводное положение для вентиляции отсека в атмосферу. Бискайский залив продолжал бушевать. Для выяснения обстановки в аварийном отсеке была организована группа разведчиков, которая, обследовав 5-й отсек, двинулась в корму.Наконец, была отдраена переборка в 7-й отсек, и взору офицеров открылась страшная картина. На палубе в различных позах лежало десять моряков. Еще двоих в бессознательном состоянии вытащили из трюма. Из всех, находившихся в отсеке, двое - капитан-лейтенант А. Кочнев и старшина 1-й статьи П. Тоос - были в аппаратах ИДА-59. Остальные так и не воспользовались средствами индивидуального спасения. Благодаря усилиям врача и его помощников удалось вернуть в сознание десять подводников. Затем бросились к находившимся в аппаратах ИДА-59. Сняли с них маски, но оба не подавали никаких признаков жизни. Первая медицинская помощь, искусственное дыхание не давали результатов. Командир моторной группы капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и командир отделения мотористов старшина 1-й статьи Пауль Тоос скончались от отравления фреоном. Как оказалось, оба подводника, надев маски, и подключившись к аппарау, не смогли открыть вентили кислородных баллонов.Перед выходом в море всем членам экипажа было выдано портативное дыхательное устройство (ПДУ), которое находилось с ними постоянно. Используй их при поступлении фреона в отсек, никто бы из моряков не пострадал. Возвращение подводной лодки в базу после четырехмесячного плавания было омрачено. Вместо оркестра на причале стояла машина «скорой помощи».При выяснении причины возгорания ППС оказалось, что во время ремонта подводной лодки на судоремонтном заводе кто-то из рабочих оставил в переключателе ППС гаечный ключ. Подача фреона в 7-й отсек вместо 5-го также произошла по вине ремонтников. При сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка, что и стало причиной трагедии. Старшину 1-ой статьи Пауля Тооса хоронили на родине, под Таллинном. А инженер-капитан-лейтенант Александр Кочнев был похоронен неподалеку от Видяево, близ аэродрома Килп-Ярв, рядом с отцом летчиком-испытателем, который погиб во время полета на боевой машине...В то время я был штурманом одной из подводных лодок видяевской эскадры и вместе со всеми напряженно ждал возвращения К-77. Примерно за неделю до этого «сарафанное радио» разнесло весть о случившемся пожаре и имеющихся жертвах. Стоит ли говорит о том, что происходило в душах семей подводников К-77 и их друзей. Мой друг Миша Кузнецов ходил младшим штурманом на этой лодке. К счастью, он вернулся живым и невредимым, а через несколько лет стал командиром такого же корабля.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!