Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Воскресенье, 5 мая 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 17 марта 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 17 марта 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Их было тридцать два

Версия для печатиОтправить статью другу
В конце пятидесятых завод № 402 приступил к строительству принципиально новых подводных лодок с ядерными энергетическими установками, вооруженных ракетным оружием

Новые задачи требовали организации производства на совершенно новых началах. Предстояло освоить новейшие технологии на уровне, превышающем зарубежный, что и было сделано. Немалая заслуга в решении этих задач принадлежит выпускникам Владивостокского высшего инженерного морского училища имени адмирала Невельского. Юрий Андреевич Трофимов - один из этой плеяды.

ВЕСНОЙ теперь уже далекого 1958 года директором предприятия Евгением Павловичем Егоровым в другой конец нашего необъятного Союза, на побережье Японского моря, был командирован его помощник по кадрам Борис Михайлович Аристидов. В то время в училище имени адмирала Невельского проходило распределение оканчивающих его курсантов. Евгений Павлович когда-то и сам работал строителем подводных лодок, а потом - главным строителем эсминцев на Дальзаводе. Это училище было знакомо ему с положительной стороны.

Задача кадровика состояла в том, чтобы сагитировать большую группу выпускников училища поехать на работу в наш город. Помог Борису Михайловичу решить эту нелегкую задачу преподаватель военной кафедры училища, бывший подводник, хорошо знающий Северодвинск. Его рассказ о заводе, о возможностях применения на практике своих инженерных знаний, об освоении новой техники заинтересовал многих. Ну а громадный по тем временам аванс (так называемые подъемные) в пять тысяч рублей дал возможность Аристидову «завербовать» тридцать два выпускника. Желающих было даже больше, но предупреждение посланца Егорова о том, что, мол, на Севере дети приживаются плохо, испугало «женатиков», поехали только холостяки. С жильем в городе было туго - видимо, поэтому и пришлось Борису Михайловичу сказать такое.

Поезд шел на север...

Юрий Андреевич рассказывает, что эти деньги были очень необходимы и своевременны, ведь гражданской одежды ни у кого не было. Всем этим предстояло обзавестись. Решили прежде всего одеться во все новое - с ног до головы. Юрий приобрел костюм из китайского бостона, очень модного в то время, сорочку, туфли и другие атрибуты. Вскоре поезд Владивосток - Москва уносил новоиспеченных лейтенантов, такое воинское звание было присвоено в дополнение к инженерному, в далекие, незнакомые края.

Это был единственный случай в истории училища, когда треть всего курса инженеров-механиков поехала в город на побережье Белого моря. В дальнейшем желающих не было.

Трофимов, конечно, не ведал, что уже в поезде дальнего следования он встретит свою суженую. Под возгласы «Горько!» студентка четвертого курса текстильного института Элла, возвращающаяся на учебу, была как бы сговорена или помолвлена с Юрием. Это была предварительная помолвка. Настоящая состоялась по приезде в Москву. В женском общежитии института, где проживала Элла с подругами, было организовано довольно широкое застолье. Достаточно сказать, что из напитков были шампанское, коньяк, ром. От пяти тысяч рублей, что выдали во Владивостоке, почти ничего и не осталось. Когда Юрий прибыл в Северодвинск, то в кармане не было ни копейки.

Первые месяцы для дальневосточников были трудными. Зарплаты на месяц не хватало, потому что почти треть ее уходила на погашение выданного аванса. В скупочном магазине Юрий приобрел демисезонное пальто за 10 рублей, на работе выдали ватник и кирзовые сапоги.

«Бывали моменты, что и поесть-то было нечего», - рассказывает Юрий Андреевич. И вот в один из таких черных вечеров в комнату общежития на пр. Ленина, 38, ввалился Николай Коваль, закончивший училище двумя годами раньше. По распределению он попал на Колыму, но там не прижился. С его приездом, по словам Юрия Андреевича, жить стало намного веселее. Куча денег, привезенных Николаем с Колымы, помогла им к весне справиться с нуждой. А летом, защитив диплом, к Юрию Андреевичу приехала невеста Элла и стала Трофимовой.

Получив направление в стапельный цех, Трофимов был назначен помощником трюмного мастера Петра Заостровского. На стапелях в то время строились дизельные подводные лодки проекта 629. После вывода головного заказа на воду Заостровский в основном находился на берегу, и Трофимов стал фактическим руководителем трюмных работ на заказах южного дока.

Из тех далеких лет, когда Трофимов начинал свою трудовую биографию, окунувшись в водоворот бурных событий, ему особенно запомнился один эпизод. Видимо, потому что он был первым. Во время швартовных испытаний головной атомной подводной лодки проекта 658 нужен был пар для запуска в работу холодильных машин. Так получилось, что заводская котельная в то время была не в строю. Тогда решили воспользоваться паром от стоящего невдалеке легендарного лидера-миноносца «Баку». Осуществлением этого решения на практике пришлось заниматься Трофимову. А его предложение использовать при прокладке парового трубопровода шаровые соединения в дальнейшем оказалось весьма ценным. Это повышало надежность и сохраняло целостность трубопроводов при отливах и приливах.

Прилежание и организаторские способности молодого специалиста не остались незамеченными, и Трофимова назначают начальником участка (ВВД, холодильных машин). Ему тогда было всего 24 года. В цехе он был самым молодым руководителем такого ранга. Но не успело минуть и двух лет, как Юрий Андреевич на новой должности - начальника второй позиции, или стапельного места, где заканчивается постройка корабля, идет подготовка его к спуску на воду. Юрий Трофимов - организатор всех работ стапельного цеха на этой позиции. У него в подчинении более полусотни мастеров, в том числе пятеро старших.

В разговоре Юрий Андреевич посетовал на то, что, бывало, только успеешь вписаться в производственную цепочку, как следует новое назначение. Пришлось побывать ему и на выборной должности - заместителем председателя заводского комитета профсоюза. В 1970 году полномочия в комитете закончились и Трофимов возвратился в прежний цех, уже заместителем начальника цеха.

Развиваясь и совершенствуя производство, Севмаш стал лучшей судостроительной компанией в мире, создающей самые современные подводные атомоходы. Трофимов - один из их создателей. Его вклад в постройку кораблей отмечен орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» и несколькими медалями.

При той безудержной гонке, когда графики окончания определенных работ нередко срывались, с руководителей был жесткий спрос. Юрий Андреевич соглашается, что в этих случаях он был весьма строг. В порядке объективности я бы добавил, что не только строг, но и резок, а иногда и просто груб. Это было тогда как бы нормой поведения для многих руководителей.

Они в тельняшках

В повествовании схематично прослеживается путь, пройденный Юрием Трофимовым по служебной лестнице. Он один из плеяды дальневосточников, заброшенных судьбой в наши края. А было их, я напоминаю, тридцать два. Это своего рода диаспора. Я хорошо помню тот далекий 1958 год. Тогда механомонтажное бюро конструкторского отдела пополнилось энергичными парнями в тельняшках. Фразу «Мы в тельняшках» я неоднократно слышал от одного из них - Анатолия Макаренко. Этим он подчеркивал, что полученное задание будет выполнено и сомнений по этому поводу быть не должно.

Быстро освоившись, ребята поняли, что конструкторская работа не для них, да и роста в отделе тогда практически не было. И они ушли на производство. Как оказалось, не напрасно, со временем все стали видными руководителями производства: Владимир Коваль стал заместителем начальника стапельного цеха, Константин Кокорин - заместителем главного инженера НИПТБ «Онега», Александр Рыжук - заместителем начальника ОТК, Владимир Радченко - главным конструктором на Дальзаводе, Владимир Алексеев - начальником цеха в г. Арсеньеве, Анатолий Макаренко - заместителем министра судостроительной промышленности, членом-корреспондентом Академии инженерных наук.

Из других выпускников училища, пришедших сразу на производство, считаю нужным назвать: Василия Ткаченко, заместителя главного строителя подводных атомоходов, Валентина Левченко, заместителя главного строителя по ремонту подводных лодок, Ивана Гончарова, начальника участка, секретаря парткома завода, Гавриила Тугаринова, сдаточного механика стапельного цеха.

Это только те, кого я хорошо знал. О каждом из них можно написать целую повесть. Не раз кто-то из них попадал в критическое положение, и тогда однокашники приходили на выручку, оказывали посильную помощь. Сегодня все они, кроме Анатолия Макаренко, на заслуженном отдыхе - академики на пенсию не уходят.

Идет сорок пятый год, как они окончили училище, и ряды их поредели. На последней встрече удалось собрать лишь половину. Но мы должны помнить о людях, оставивших свои имена в истории предприятия. Лауреат Ленинской премии бывший начальник стапельно-сдаточного производства И.Л. Камай в своей четырехтомной истории цеха много внимания уделил человеческим судьбам. В частности, он пишет: «Большая группа специалистов, пополнивших цех в те годы, оказала заметное влияние на эффективность работы в строительстве АПЛ». Это все о них, о тех парнях в тельняшках.

Александр РЫБНИКОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   По имени «Сполохи»  |
Мир   Дом отходит от 1-го причала  |  Метаморфозы К-77  |  Информация с верфей  |  На морских широтах  |  Лучшие верфи:NASSCO  |
Северодвинск   Петровская грамота за службу  |  Океанская поступь проекта 611  |
Россия   Их было тридцать два  |  Два дня рождения  |  «Хаттон»: дела идут  |
Общество   Непогода снова в моде  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2003
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com