Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 6 мая 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 9 декабря 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 9 декабря 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Прочнее паковых льдов

Версия для печатиОтправить статью другу
В Белом море началась зимняя кампания. Архангельские моряки к ней готовы. Но готовы ли к ней чиновники?

В минувшую пятницу, 6 декабря, журналистов «Корабельной стороны» пригласили на борт ледокола «Диксон». Здесь нас радушно приняли: директор департамента по безопасности мореплавания Северного морского пароходства Валерий Хаматнурович Зарипов, начальник экспедиционного отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ Алексей Григорьевич Гуреев и капитан ледокола Виктор Викторович Щербинин. Формальным поводом для этой встречи послужило начало новой зимней кампании, а разговор с моряками получился далеко не праздным, о том, что, как говорится, давно наболело.

НА СЕГОДНЯШНИЙ день «Диксон» - флагман ледокольного флота на Белом море. Корабль построен в 1983-м на верфях известной финской фирмы «Вяртсиля». Девятнадцать лет - для ледокола возраст далеко не преклонный: корабли этого класса строятся с гораздо большим «запасом прочности». Его водоизмещение - восемь тысяч тонн, мощность десять тысяч лошадиных сил. Линейные паровые ледоколы прошлого века имели примерно такие же главные характеристики. Однако «Диксон» - не линейный ледокол, его назначение по проектной спецификации - обслуживание судов на подходах к портам в замерзающих неарктических морях, а также для вспомогательных работ в Арктике в летний период.

Помимо «Диксона» финны построили по заказу Советского Союза еще два таких корабля - «Магадан» и «Мудьюг». «Магадан» трудится на Дальнем Востоке, «Мудьюг» - головной ледокол серии, приписанный к Архангельску, прошел серьезную модернизацию и в настоящее время отдан в аренду на Балтику.

Первые три года «Диксон» ходил под флагом Мурманского морского пароходства, затем его передали к нам, в Архангельск. Ледокол за эти годы поработал во всех морях нашей Арктики, преодолевал Севморпуть, был на Дальнем Востоке, более того, когда несколько летних навигаций трудился в качестве буксира, однажды оказался далеко на юге, - в Индийском океане. Но это как бы экзотический момент в истории «Диксона». Основное же «поле деятельности» здесь, на нашем Севере.

Всего в экипаже 27 моряков. Судовождение во льдах - особая наука, и на мостике нужны не просто капитаны и штурманы, а специалисты - так называемые ледокольщики. Высокая энерговооруженность ледокола требует высококвалифицированных людей и в его машинном отделении. По словам капитана Виктора Викторовича Щербинина, и те, и другие на «Диксоне» есть. В целом экипаж стабильный: проблему текучести кадров здесь решили несколько лет назад...

Вот только по силам ли одному «Диксону» справиться с проблемами ледовых проводок в Белом море?

В режиме спасателя

Именно так и пришлось работать «Диксону» в прошлую навигацию. Хотя по температурным показателям ту зиму отнесли к «среднестатистическим», в январе и феврале обстановку на Белом море значительно осложнили ветра западного направления: под их воздействием ледовые массивы на подходе к Архангельску становятся труднопроходимыми. «Диксон» отчаянно сражался, но его усилий было недостаточно. «Капитан Косолапов» - портовый ледокол, значительно уступающий «Диксону» по мощности, тем паче оказался не у дел. Был даже момент, когда пришлось запросить подмоги у мурманчан, и тогда в Белое море пришел атомный ледокол «Россия». Однако в ряде случаев пробиться к транспортам он тоже не смог из-за своей большой осадки, к тому же и для проводки судов малого водоизмещения «Россия» оказалась неприспособленной. Итог - суда Северного морского пароходства простояли в ожидании проводки в общей сложности около 120 суток, утраченная выгода компании составила свыше 250 тысяч долларов. А какой ущерб был нанесен авторитету порта в глазах потенциальных клиентов!

По мнению специалистов, для нормальной ледовой проводки в Белом море Архангельску требуется не один ледокол, подобный «Диксону», а, по крайней мере, два. Пароходство, к слову, пыталось тогда убедить Морскую администрацию порта привлечь к проводке свой второй ледокол - «Мудьюг», но безуспешно.

Мили и цифры

Ледокол - сооружение дорогостоящее: постройка его обходится в среднем раза в 3-4 дороже, чем транспортное судно. И сама ледокольная проводка - операция далеко не дешевая. Так, сутки работы «Диксона» стоят от 10 до 12 тысяч долларов. Из чего складываются затраты ледокольщиков? Межнавигационные и капитальный ремонты, топливо, запчасти, страховка, зарплата экипажа - всего свыше 20 пунктов. При этом цены на тот же флотский мазут и запчасти постоянно растут. И еще, в меру своей специфики ледокол работает порядка 120 суток в году, в основном зимой. Остальное время - если не подвернется работа в летний период, его ждут отстой и, конечно, ремонты с обязательным освидетельствованием. Ремонты, кстати, составляют около 40-50 процентов от всей суммы расходов. В итоге, средства, которые пароходству приходится вкладывать в ледокол, вырастают до значительных величин. Однако в наших широтах без ледокола не обойтись, тем более, если строить честолюбивые планы круглогодичной навигации и увеличения грузооборота Архангельского порта.

Правда, и зарабатывать ледоколы способны. Владельцы судов, которые идут за ними, обязаны оплатить проводку. Этого вполне хватило бы для покрытия расходов, либо сведения их к минимальной цифре, считают в пароходстве. Так, на содержание двух ледоколов при условии годовой аренды Морской администрации порта хватило бы и 1,2 долларов, а предполагаемый их доход - 1,5 долларов. Прибыль в 300 тысяч покрывали бы расходы на содержание аварийно-спасательного и служебно-вспомогательного флота. Но это при условии годовой аренды. Однако министерство транспорта России установило срок аренды ледоколов всего 5 месяцев, что и было «взято под козырек» Морской администрацией Архангельского порта. Между тем, ледокольные сборы ею, как взимались, так и взимаются все 12 месяцев. Пока деньги по воле чиновников уходят в один из бездонных московских карманов, в пароходстве ломают головы: где взять средства на содержание ледоколов, в 2002 году так называемые невозмещенные расходы на их содержание и обслуживание составили 15 миллионов 300 тысяч рублей?

Между прочим, упоминавшийся «Мудьюг», невостребованный на Белом море, уже четвертую навигацию с прибылью работает на Балтике Больше того, балтийцы, в частности, портовики Высоцка и Приморска, уже не просят, а требуют отдать им еще и «Диксон». А Северное морское пароходство, стоит напомнить, акционерное общество, то его руководству, вообще-то, можно было бы и стать в стороне от препятствий, которые вольно или невольно нагорожены государственными чиновниками. Однако пароходство на это не идет, несмотря на убытки. Почему?

- Оставить Архангельск без «Диксона» нам не позволяет здравый смысл, - говорит Валерий Хаматнурович Зарипов. - У нас есть ответственность за регион. Представьте, что в наш порт не смогут пройти танкеры, в том числе с топливом, или же наши «лесники» не смогут уйти с грузами из Архангельска? Что тогда? От наших ледокольщиков напрямую зависит работа многих тысяч людей. Мы это понимаем.

На пороге новой зимы

Меж тем, на улице декабрь. По сведению гидрологов, пока ледовая обстановка в Белом море такова, что крупные транспорты способны преодолевать льды самостоятельно, помогать приходится тем из них, что поменьше и послабее. Но это пока. В целом зима ожидается холоднее прошлогодней, и более ранний ледостав тому предвестник.

Архангельский ледокольный флот приведен в полную готовность. Исходная стратегия примерно следующая: «Диксон» вместе с «Капитаном Косолаповым» планируется задействовать на участке от горла Белого моря до приемного буя в устье Северной Двины. В случае осложнения ледовой обстановки к ним присоединится более мощный ледокол мурманчан «Капитан Драницын», такая договоренность уже достигнута. Арендованный портовиками речной ледокол «Капитан Чадаев» займется проводкой судов к причалам Архангельска...

По нашей информации, договор аренды между архангельскими ледокольщиками и Морской администрацией порта до сих пор так и не заключен. Значит, снова пароходству работать себе в убыток, в лучшем случае - в долг? И впрямь, лоб чиновника порой крепче паковых льдов.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Военный объект теперь очень доступен  |  За квотами – очередь  |
Политика   Спорная поправка  |
Мир   Новый командир «Оклахомы»  |  Скоро договоримся до продажи Индии АПЛ?  |  На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Иранцы таранили американцев  |
Северодвинск   Поднят флаг на «Нарьян-Маре»  |  Звездные гости Севмаша  |  Алмаз не терпит суеты  |  Прочнее паковых льдов  |
Россия   Пожар на «Адмирале Лазареве»  |  Ледоколы: продление ресурса  |  Глубинный свет «Лазурита»  |  Советы постороннего  |
Общество   За запахом тайги и наваги  |  И зимой нашлась работа  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2002
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com