В Белом море началась зимняя кампания. Архангельские моряки к ней готовы. Но готовы ли к ней чиновники?
В минувшую пятницу, 6 декабря, журналистов «Корабельной стороны» пригласили на борт ледокола «Диксон». Здесь нас радушно приняли: директор департамента по безопасности мореплавания Северного морского пароходства Валерий Хаматнурович Зарипов, начальник экспедиционного отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ Алексей Григорьевич Гуреев и капитан ледокола Виктор Викторович Щербинин. Формальным поводом для этой встречи послужило начало новой зимней кампании, а разговор с моряками получился далеко не праздным, о том, что, как говорится, давно наболело.НА СЕГОДНЯШНИЙ день «Диксон» - флагман ледокольного флота на Белом море. Корабль построен в 1983-м на верфях известной финской фирмы «Вяртсиля». Девятнадцать лет - для ледокола возраст далеко не преклонный: корабли этого класса строятся с гораздо большим «запасом прочности». Его водоизмещение - восемь тысяч тонн, мощность десять тысяч лошадиных сил. Линейные паровые ледоколы прошлого века имели примерно такие же главные характеристики. Однако «Диксон» - не линейный ледокол, его назначение по проектной спецификации - обслуживание судов на подходах к портам в замерзающих неарктических морях, а также для вспомогательных работ в Арктике в летний период. Помимо «Диксона» финны построили по заказу Советского Союза еще два таких корабля - «Магадан» и «Мудьюг». «Магадан» трудится на Дальнем Востоке, «Мудьюг» - головной ледокол серии, приписанный к Архангельску, прошел серьезную модернизацию и в настоящее время отдан в аренду на Балтику. Первые три года «Диксон» ходил под флагом Мурманского морского пароходства, затем его передали к нам, в Архангельск. Ледокол за эти годы поработал во всех морях нашей Арктики, преодолевал Севморпуть, был на Дальнем Востоке, более того, когда несколько летних навигаций трудился в качестве буксира, однажды оказался далеко на юге, - в Индийском океане. Но это как бы экзотический момент в истории «Диксона». Основное же «поле деятельности» здесь, на нашем Севере. Всего в экипаже 27 моряков. Судовождение во льдах - особая наука, и на мостике нужны не просто капитаны и штурманы, а специалисты - так называемые ледокольщики. Высокая энерговооруженность ледокола требует высококвалифицированных людей и в его машинном отделении. По словам капитана Виктора Викторовича Щербинина, и те, и другие на «Диксоне» есть. В целом экипаж стабильный: проблему текучести кадров здесь решили несколько лет назад...Вот только по силам ли одному «Диксону» справиться с проблемами ледовых проводок в Белом море? В режиме спасателяИменно так и пришлось работать «Диксону» в прошлую навигацию. Хотя по температурным показателям ту зиму отнесли к «среднестатистическим», в январе и феврале обстановку на Белом море значительно осложнили ветра западного направления: под их воздействием ледовые массивы на подходе к Архангельску становятся труднопроходимыми. «Диксон» отчаянно сражался, но его усилий было недостаточно. «Капитан Косолапов» - портовый ледокол, значительно уступающий «Диксону» по мощности, тем паче оказался не у дел. Был даже момент, когда пришлось запросить подмоги у мурманчан, и тогда в Белое море пришел атомный ледокол «Россия». Однако в ряде случаев пробиться к транспортам он тоже не смог из-за своей большой осадки, к тому же и для проводки судов малого водоизмещения «Россия» оказалась неприспособленной. Итог - суда Северного морского пароходства простояли в ожидании проводки в общей сложности около 120 суток, утраченная выгода компании составила свыше 250 тысяч долларов. А какой ущерб был нанесен авторитету порта в глазах потенциальных клиентов!По мнению специалистов, для нормальной ледовой проводки в Белом море Архангельску требуется не один ледокол, подобный «Диксону», а, по крайней мере, два. Пароходство, к слову, пыталось тогда убедить Морскую администрацию порта привлечь к проводке свой второй ледокол - «Мудьюг», но безуспешно.Мили и цифры Ледокол - сооружение дорогостоящее: постройка его обходится в среднем раза в 3-4 дороже, чем транспортное судно. И сама ледокольная проводка - операция далеко не дешевая. Так, сутки работы «Диксона» стоят от 10 до 12 тысяч долларов. Из чего складываются затраты ледокольщиков? Межнавигационные и капитальный ремонты, топливо, запчасти, страховка, зарплата экипажа - всего свыше 20 пунктов. При этом цены на тот же флотский мазут и запчасти постоянно растут. И еще, в меру своей специфики ледокол работает порядка 120 суток в году, в основном зимой. Остальное время - если не подвернется работа в летний период, его ждут отстой и, конечно, ремонты с обязательным освидетельствованием. Ремонты, кстати, составляют около 40-50 процентов от всей суммы расходов. В итоге, средства, которые пароходству приходится вкладывать в ледокол, вырастают до значительных величин. Однако в наших широтах без ледокола не обойтись, тем более, если строить честолюбивые планы круглогодичной навигации и увеличения грузооборота Архангельского порта.Правда, и зарабатывать ледоколы способны. Владельцы судов, которые идут за ними, обязаны оплатить проводку. Этого вполне хватило бы для покрытия расходов, либо сведения их к минимальной цифре, считают в пароходстве. Так, на содержание двух ледоколов при условии годовой аренды Морской администрации порта хватило бы и 1,2 долларов, а предполагаемый их доход - 1,5 долларов. Прибыль в 300 тысяч покрывали бы расходы на содержание аварийно-спасательного и служебно-вспомогательного флота. Но это при условии годовой аренды. Однако министерство транспорта России установило срок аренды ледоколов всего 5 месяцев, что и было «взято под козырек» Морской администрацией Архангельского порта. Между тем, ледокольные сборы ею, как взимались, так и взимаются все 12 месяцев. Пока деньги по воле чиновников уходят в один из бездонных московских карманов, в пароходстве ломают головы: где взять средства на содержание ледоколов, в 2002 году так называемые невозмещенные расходы на их содержание и обслуживание составили 15 миллионов 300 тысяч рублей? Между прочим, упоминавшийся «Мудьюг», невостребованный на Белом море, уже четвертую навигацию с прибылью работает на Балтике Больше того, балтийцы, в частности, портовики Высоцка и Приморска, уже не просят, а требуют отдать им еще и «Диксон». А Северное морское пароходство, стоит напомнить, акционерное общество, то его руководству, вообще-то, можно было бы и стать в стороне от препятствий, которые вольно или невольно нагорожены государственными чиновниками. Однако пароходство на это не идет, несмотря на убытки. Почему?- Оставить Архангельск без «Диксона» нам не позволяет здравый смысл, - говорит Валерий Хаматнурович Зарипов. - У нас есть ответственность за регион. Представьте, что в наш порт не смогут пройти танкеры, в том числе с топливом, или же наши «лесники» не смогут уйти с грузами из Архангельска? Что тогда? От наших ледокольщиков напрямую зависит работа многих тысяч людей. Мы это понимаем.На пороге новой зимыМеж тем, на улице декабрь. По сведению гидрологов, пока ледовая обстановка в Белом море такова, что крупные транспорты способны преодолевать льды самостоятельно, помогать приходится тем из них, что поменьше и послабее. Но это пока. В целом зима ожидается холоднее прошлогодней, и более ранний ледостав тому предвестник.Архангельский ледокольный флот приведен в полную готовность. Исходная стратегия примерно следующая: «Диксон» вместе с «Капитаном Косолаповым» планируется задействовать на участке от горла Белого моря до приемного буя в устье Северной Двины. В случае осложнения ледовой обстановки к ним присоединится более мощный ледокол мурманчан «Капитан Драницын», такая договоренность уже достигнута. Арендованный портовиками речной ледокол «Капитан Чадаев» займется проводкой судов к причалам Архангельска...По нашей информации, договор аренды между архангельскими ледокольщиками и Морской администрацией порта до сих пор так и не заключен. Значит, снова пароходству работать себе в убыток, в лучшем случае - в долг? И впрямь, лоб чиновника порой крепче паковых льдов.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!