Сегодня уникальные «картины» эпохи неолита уничтожаются современными варварами
Железнодорожная ветка Обозерская - Беломорск. Станция Выг. Река Выг. Местечко, именуемое Старая Залавруга, - несколько островков по течению торопливой порожистой реки. Таежная зелень, жесткие скалы, россыпи мелких камней, искристая вода и... знаменитые беломорские петроглифы, о которых наверняка что-нибудь да слышал всякий историк.Петроглиф - от «petros» (камень) и «glyph» (резьба) - наскальная живопись далеких предков. На планете немало подобных «картинных галерей», где человек доисторической эпохи пытался изобразить увиденное и пережитое, но только здесь, на нашей широте, петроглифы нанесены им на самую твердую из пород - гранит. В том и состоит их уникальность.В Карелии два таких места - на берегу Онежского озера, на так называемом Бесовом носу, и здесь, в считанных километрах от Беломорска. И то и другое ученые относят к одной исторической культуре и не сомневаются, что безвестные авторы наскальных изображений являлись предками нынешних карел.Впервые об этом чуде света (а сказать так не будет преувеличением хотя бы потому, что они занесены в реестр памятников древней мировой культуры) я узнал из книги Александра Линевского «Листы каменной книги». Автор ее, писатель и археолог, открывший миру упомянутые петроглифы глазами героя, жившего около пяти тысячелетий назад, поведал их историю.Мне довелось побывать на Выге лишь в этом сентябре, и, к слову, в год, когда мои карельские коллеги-историки отметили столетие Александра Линевского. Особой радости у них при этом не было, ибо сегодня беломорские петроглифы находятся под угрозой исчезновения.Старая ЗалавругаДобрались на удивление быстро. И вот переходим от одного камня к другому и рассматриваем «листы каменной книги»...Что такое петроглиф, если воспринимать его с чисто технологической точки зрения? Рисунок, который наносился на гранитную породу каким-то заостренным и очень прочным предметом. Удар за ударом - одна к другой получались выбоинки, которые и составляют «полотно» всех и каждого из рисунков. «Ткань» их шероховата, и это можно ощутить, проведя по камню ладонью. Есть достаточно глубокие, а есть и такие, которые будто уже стерлись.Одни рисунки расположены очень тесно друг к другу и воспринимаются как бы сплошным полотном, а другие - на почтительном расстоянии, будто нарочито обособленные. Какой-то взаимосвязи между всеми этими изображениями я не нашел, быть может, это удел специалистов, но общие мои впечатления таковы.Если на Бесовом носу (Пудожский район), как полагают специалисты, древние художники дали волю своей фантазии, то на Залавруге «картинки» отображают реальные события из повседневной жизни - рыбалка, охота на зверя, бытовые и праздничные ритуалы. Между тем есть и такие символы, которые и по сей день не поддаются разгадке, - какие-то фигурки, круги с параллельными полосами, нечто похожее на эллипсы, что-то, напоминающее перекрестия. Что это: знаки? код? ключ к разгадке остальных рисунков?Взгляд сразу же отмечает старательность, с которой наш предок пытался передать сходство, изображая зверей. Олень, большие и маленькие рыбы, неизвестное животное, очень похожее на огромную ящерицу (если не на крокодила), нечто схожее с силуэтом волка и медведя, сразу несколько лебедей с чрезмерно длинными, но подчеркнуто изящными шеями. Вот сцена охоты человека на лося (или оленя?), а здесь - на морскую белуху...Ученые считают, что назначение этих петроглифов связано с промысловой деятельностью. Древний человек, вероятнее всего, уверовал, что, оставляя изображение зверя на камне, он каким-то образом устанавливает магическую связь: может быть, просит духов не отказать в удаче на охоте, может, просит прощения за то, что отнял душу у животного.Человек изображается своеобразно в том смысле, что какая-то из частей его тела обязательно «нарисована» как бы в ином масштабе, нежели все остальные. Например, у «пляшущего человечка» невероятно большая ступня. Или вот еще один, удивительно напоминающий лягушку. Кстати, исследователи так и числят его в своем реестре - «человек-лягушка». Откуда взялся этот ихтиандр? Нет ответа.Если сопоставить все изображения как цельную картину, поначалу кажется, что логика отсутствует. Скажем, наземное животное и вдруг рядом - рыбы или даже морские водоросли или звезды. Человек в плотном окружении и животных, и растений. Почему? Ученые полагают, что древний человек эпохи неолита воспринимал окружающую среду и себя как единый и «нерасчлененный мир». Это наводит на мысль о том, что именно такая целостность и была основой, скажем так, его экологической философии.Наравне с древней ТроейА вот об экологической обстановке на Старой Залавруге, к сожалению, приходится говорить особо. Буквально били по глазам чернеющие пятна брошенных кострищ с изуродованным вблизи лесом. И это в столь заповедном месте! Да и многие камни оказались «расписанными» на знакомый невежественный манер «здесь был имярек». Это все «творчество» так называемых «диких туристов», своих, из России. Они и в самом деле дикие: иметь перед собой памятник, соседствующий в реестре сокровищ мировой культуры с Великой Китайской стеной и древней Троей - и так гадить! Природу этого варварства местные жители вразумительно объяснить не способны, хотя, по правде говоря, и сами вносят немалый вклад в обезображивание заповедника.Но, оказывается, к числу уничтожителей уникальной каменной книги с полным основанием можно отнести и государственных чиновников, как бывших, советских, так и нынешних. Нужно пояснить: сегодня беломорские петроглифы частью находятся под отрытым небом, как здесь, на Старой Залавруге, так и... под крышей специально построенного павильона.Когда на Выге начали строительство гидроэлектростанции, одна из дамб этого сооружения «легла» ни дальше, ни ближе, а как раз на камни с древними рисунками. Проектировщики к доводам ученых-историков поначалу не прислушались, потом все-таки предложили им компромисс: рядом с дамбой, прямо над скоплением петроглифов, за счет гидростроителей возвести павильон из стекла и бетона, при этом другую часть наскальных изображений все же «захоронить» под водой.Павильон построили в 1968-м, но конструкция его оказалась крайне неудачной. С потолка тридцать лет осыпалась штукатурка, она буквально намертво «въелась» в гранит, и вытравить ее не удалось. Петроглифы серьезно пострадали - известь придала им белесый оттенок. Потом в кровле образовалась трещина. В администрации Беломорского района не нашли ничего лучшего, как из благих побуждений застелить петроглифы ковролином, обложить досками и... засыпать метровым слоем опилок. В результате из всего обилия беломорских петроглифов на сегодняшний день для обозрения остались те, что находятся на открытых скалах Старой Залавруги. Но здесь они рискуют быть уничтоженными дикарями двадцать первого века.Кто мы по Дарвину?В Карельском государственном краеведческом музее об этой, прямо скажем, постыдной для цивилизованного общества, проблеме разговор продолжил Александр Михайлович Жульников - увлеченный наукой человек, известный специалист-археолог.- Буквально сегодня нам звонили из Беломорска по поводу очередного ЧП с петроглифами, - рассказал он. - Кто-то облил часть наскальных рисунков маслянистой жидкостью черного цвета. Удалить ее с гранита пока ничем не удается. Не приложу ума, кому и чем они могли помешать?! В этом же году в устье реки Водлы неизвестные уничтожили несколько местных петроглифов, они, к слову, были еще не до конца изучены. Так вот, их просто перебили, и потому эти рисунки уже безвозвратно утрачены...И все же Александр Михайлович не теряет надежд спасти для потомков остальные творения древних художников и рассчитывает на помощь властей. Обсуждается намерение придать комплексу наскальных рисунков под Беломорском статус исторического памятника. Как следствие, его надлежит включить в сферу туристических услуг, организовать не только посещения «гранитной галереи», но и ее надежную охрану. Правда, пока это лишь планы.А пока в окрестностях Старой Залавруги часто вспоминается университетский курс археологии. Ученые, выстраивая эволюционный ряд по Дарвину, каждой из множества ступенек известного продвижения от обезьяны к человеку дали свое специфическое название. Например, питекантроп - древнейший ископаемый человек, неандерталец - человек раннего неолита и так далее. А еще в археологической науке и этнографии есть понятие «homo sapiens» - человек разумный, мудрый. Это как бы о нас с вами.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!