История двух столкновений экипажа АПЛ по прозвищу «Хиросима»
В ноябре 1969 года я впервые вышел в море на атомной подводной лодке. До этого я служил на Тихом океане на дизельных подводных лодках. Сейчас мало кто представляет, какими были эти лодки проекта 613, а в послевоенные годы они являлись основной силой подводного флота.Получить назначение на такой корабль в то время считалось престижным. Хотя основным недостатком этих лодок являлась теснота и связанные с ней неудобства. Неудобства бытового характера меня не особенно угнетали, их я воспринимал как должное, но я не мог смириться с тем, что, например, штурманской рубки как таковой не было. Не было и штурманского стола, на котором можно было бы разложить карты, не сгибая их в несколько раз. Кроме того, штурманский закуток располагался чуть в стороне от линии рубочных люков, и поэтому спрятаться от потока воздуха, идущего к работающим дизелям, было невозможно. Если летом это еще было терпимо, то зимой стоял такой холод, что замерзала жидкость охлаждения гирокомпаса. А еще все мы страдали от того, что в подводном положении нельзя было курить, случалось, в течение нескольких суток.Мечты сбываются?С появлением атомных лодок я загорелся мечтой служить на них. «Уж там-то, - мечтал я, - будет просторная штурманская рубка, нормальный стол, специальная полка для лоций, таблиц и прочего. Я буду носить чистую рубашку с галстуком... А еще там есть специальный курительный салон, чуть не каждый день можно принимать душ, выпить холодной газировки...» И вот, окончив с отличием Высшие штурманские классы, я получил назначение штурманом (командиром БЧ-1) на ракетные атомные подводные лодки 658 проекта. Я торжествовал - моя мечта сбылась!Вначале меня назначили во 2-й экипаж подводной лодки К-40, которая тогда стояла в ремонте в Пала-Губе. Корабль был из серии так называемого 1-го поколения. Сразу выяснилось, условия здесь мало чем отличались от тех, что были на «дизелюхах». Так что моя мечта сбылась как бы частично. После сдачи всех зачетов я был назначен на подводную лодку К-19, которую на флоте уже тогда именовали «Хиросимой» после известной аварии ее реактора в 1963 году.Командиром лодки являлся капитан 2 ранга Шабанов, довольно странный офицер. Для первого знакомства он вызвал меня к себе в каюту... глубокой ночью. Ночной вызов меня особенно не удивил: я уже привыкал к командирским причудам, удивили вопросы, которые он мне начал задавать. Например, «какая глубина моря в Чесапикском заливе?» и т.п. Я не знал и не мог знать, какая там глубина, но мне было стыдно, потому что эти «вопросы с потолка», откровенно говоря, ставили меня в тупик.- А какова вероятность среднеквадратической ошибки?Это я знал точно и потому с облегчением ответил:- 68,3 процента.- Нет! Неверно! Стыдно не знать такие вещи!Но я-то был прав. Тогда, приглядевшись, я вдруг обнаружил, что мой командир попросту... пьян. Ошеломленный в первые мгновения, затем я вдруг вспомнил, как в свое время меня отговаривали идти в экипаж к Шабанову.Многие порядки на атомных лодках меня удивляли. Например, перейти от одного пирса к другому командиру здесь не доверяли. Обязательно приходил начальник штаба или командир дивизии! «Ну, давай, командир, действуй!» И только командир начинал давать команды, как сразу: «Стоп!», и поток издевательств: «Шабанов! Ты соображаешь или нет!?», «Шабанов! Ну, ты даешь!» или «Шабанов! Ты чем думаешь, головой или...» И это при офицерах, даже при матросах! На командира было жалко смотреть. Особенно издевался над Шабановым капитан 1 ранга Лебедько, наш заместитель командира дивизии. Именно его невыдержанность сыграла затем свою отрицательную роль в двух драматических эпизодах.Удар «Гэтоу»В ноябре 1969 года состоялся мой первый выход в море на атомной подводной лодке. Для страховки взяли еще одного штурмана - капитан-лейтенанта Федотова. Старшим на борту был капитан 1 ранга Лебедько. Утром 15 ноября мы были в районе Териберки. Нейтральные воды, до берега порядка 25 миль. Я находился в штурманской рубке. В Центральном посту (ЦП) Лебедько «учил» Шабанова «военному делу настоящим образом»: орал, топал ногами. В штурманской он так ударил кулаком по столу, что чудом не разбил стекло автопрокладчика. В ЦП царила гнетущая атмосфера, нервы были на пределе. Обстановка чуть разрядилась после того, как команде объявили «завтракать». Старшина команды акустиков Пухта, к слову, участник войны, мастер своего дела, с облегчением покинул пост, оставив за себя молодого акустика. Перед этим, помню, лодка изменила глубину. Ход у нас был, к счастью, небольшой. Молодой акустик, очевидно, не разобрался в обстановке и не услышал шумы американской лодки, с которой мы вскоре столкнулись.Я сидел за штурманским столом и вдруг ощутил, что неведомая мощная сила прижала меня к носовой переборке на несколько секунд. Как такового, удара я не слышал, но он, несомненно, был. Дифферент пошел на нос. Первое, что мелькнуло в голове - налетели на камни! Но мы же недавно определяли место, да и удар был бы другим!Мы сразу же всплыли, дали радио. На поверхности ничего не заметили. С мостика никаких повреждений не увидели. Вскоре нам приказали возвращаться. На подходе к Кольскому заливу увидели сторожевые корабли, на полных парах шедшие навстречу. Они уточнили место нашего столкновения. Позднее говорили, что они обнаружили американцев и давали им сигнал «всплыть», но они 4-узловым ходом так и ушли. Только через много лет я узнал, что это была АПЛ «Гэтоу», и, как слышал, ее командира наградили, зато нашего Шабанова чуть не сняли и довели почти до инфаркта.Уже в доке Росляково мы увидели результат столкновения: нос К-19 был смят по самые торпедные аппараты, а сама вмятина имела цилиндрическую форму. Прочный корпус «Гэтоу» и был тем «цилиндром». Таким образом, наш удар пришелся по американской лодке почти под прямым углом. Последствия могли быть ужасными...На причале в Гаджиево нас ждала группа «черных полковников», которые прибыли для расследования ЧП. Комиссия работала несколько дней. По мою душу прибыл капитан 1 ранга Яковлев. И хоть было ясно, что вины штурмана в этом столкновении нет, он, как педантичный зануда, все досконально проверил, восстановил прокладку, проверил расчеты астрономической задачи и даже черновые записи проведенных накануне регламентных проверок навигационного комплекса. Претензий не было.Задача остальных членов комиссии была гораздо сложнее, чем разбор происшествия. Они «накопали» столько замечаний, что даже хотели снять командира с должности. Пишущая машинка раскалялась, когда по ночам перепечатывалась отсечная документация, корректировались корабельные расписания и даже книжки «Боевой номер». Особенно много вопросов было к акустикам. Среди членов комиссии были создатели акустической техники и представители Академии наук, и столкновение ставило под сомнение их престиж. Они доказывали, что в любом случае акустики должны были слышать американскую лодку, и своими распросами довели мичмана Пухту до слез.В результате совместных усилий комиссия и командование сделали вывод, что никто не виноват - ни техника, ни акустики, ни экипаж. Виновата во всем... неудачная гидрология моря. Этот вариант устраивал всех.По сценарию «Андре Дориа»Следующее ЧП произошло 30 марта 1970 года. Я запомнил эту дату еще и потому, что в этот день мне присвоили звание капитана 3 ранга. К-19 все еще была в ремонте, и в Мотовский залив мы вышли на К-40. Тот же Шабанов, тот же Лебедько, а с ними целая «толпа»: флагманский штурман дивизии, два командира, два старпома, капитан-лейтенант Федотов и еще один молодой лейтенант-штурман. Под утро получили «добро» на возвращение. Всплыли в надводное положение, дали ход двумя турбинами. Обстановка неважная - туман. Скоро он сгустился настолько, что видимость уменьшилась почти до нуля. До сих пор не понимаю, как такое могло случиться, но в тот момент, когда я поднялся на мостик перекурить, мимо нас, почти рядом, в тумане прошлепало какое-то судно. По спине пробежали мурашки: почему не было никаких докладов от радиометриста? Мы ведь чудом избежали столкновения! Скорее всего, Шабанов, находясь на мостике, «забыл» начать радиолокационное наблюдение!Тут Лебедько дал волю своим эмоциям, и в ЦП вновь сгустилась нервная обстановка. Перед входом в Кольский залив на экране РЛС обнаружили цель - какое-то судно в глубине залива. Было непонятно - выходит оно или наоборот входит. Радиометрист начал было докладывать данные, но Лебедько оборвал его и громко объявил: «Все доклады ко мне!» Таким образом, он фактически отстранил командира. Теперь Шабанов стоял на мостике, как пешка.У меня было все приготовлено для производства расчетов для расхождения в тумане. Но в ЦП боевой информационный пост почему-то не разворачивали, а к радиометристам было не пробиться - кроме них там расположились командиры во главе с флагманским штурманом, который сидел у РЛС. Я ждал данных для расчета расхождения с судном, но команд не было. Несколько раз я, буквально просунув голову между ног сгрудившихся начальников, запрашивал у флагманского штурмана данные для определения места, он сидел ближе всех к экрану и давал их. Неожиданно в штурманскую рубку вошел Шабанов, оставив на мостике одного сигнальщика (?!) Я доложил о готовности для расчета данных. Шабанов долго смотрел на карту и вдруг спросил: «Что это такое?» Вначале я не понял его, потом догадался: «Это планшет для расчета данных». До сих пор помню его слова: «Только безграмотные штурмана рассчитывают на планшете! Убрать!» Пришлось проглотить и это оскорбление.Между тем судно приближалось, и обстановка в ЦП накалялась. Через каждые 2-3 минуты по командам Лебедько лодка меняла то курс, то скорость. Но, по-видимому, эффекта от этих бестолковых маневров не было. Отметка судна на экране приближалась к центру экрана. Крики Лебедько стали истошными, когда отметка вошла в «мертвую зону» станции. Все находившиеся в рубке РЛС вдруг кинулись наверх. Не успел еще последний офицер выскочить на мостик, как мы ощутили удар: мы все-таки столкнулись! Застопорили ход, легли в дрейф.В свое время я прочел книгу о столкновении итальянского лайнера «Андреа Дориа» со шведским сухогрузом «Стокгольм». Там была аналогичная ситуация: итальянские штурманы смотрели на экран, где, как известно, отображается не абсолютное, а относительное движение, и ничего не предпринимали. Но если для них радиолокатор был в новинку, то для наших-то командиров столкновение К-40 было следствием чудовищной безграмотности.Мы легли в дрейф. Я специально открыл Корабельный устав, чтобы ничего не пропустить из необходимых действий в этой ситуации. Закончив чтение, поднялся на мостик... Светило яркое солнце, полный штиль, а рядом - с приличным креном рыбацкий сейнер. На нем метались еще не вполне протрезвевшие люди. Позже выяснилось, что на «рыбаке» и не думали менять курс, как это казалось нашим горе-специалистам. На руле стоял у них единственный трезвый матрос и держал заданный курс до тех пор, пока мы не столкнулись. Вскоре сейнер увели на буксире к месту стоянки, где он, как я слышал, и затонул.В Гаджиево мне снова пришлось встретиться с флагманским штурманом флота, капитаном 1 ранга Яковлевым. Снова проверка прокладки и прочее. Для порядка он предложил мне решить типовую задачу по расчету данных для расхождения в тумане на планшете. Для решения мне потребовалось всего несколько секунд! Затем я рассказал, как было дело, в том числе и про выходку Шабанова. Яковлев моей вины в столкновении не выявил, однако предложил переписать объяснительную, мол, иначе арбитражный суд присудит ВМФ большой штраф. Объяснительную мне пришлось переписать под его диктовку - чего не сделаешь для флота!После этой аварии Шабанова сняли и командиром назначили капитана 2 ранга В.П. Логинова - умного командира и порядочного человека. Для меня же история не закончилась. В июне мы ушли в автономку. Где-то в середине ее замполит вдруг объявляет партийное собрание. Повестка дня: «Персональное дело коммуниста Костина». Я: «В чем дело? Не понял». Выяснил: оказывается, меня должны наказать за столкновение с сейнером. На собрание я шел с уверенностью, что это недоразумение мне удастся легко объяснить и меня, само собой, оправдают. Однако адмирал Борисеев, который был с нами в том походе, вдруг заявил: «Так, товарищи, не бывает - столкновение есть, а штурман не виноват!» И вот мои друзья-товарищи, опустив глаза, медленно подняли руки - строгий выговор с занесением. Никому не желаю пережить то состояние обиды и беспомощности, которое тогда меня охватило. Как же так?! Ведь сейчас же не 37-й год? У меня тряслись руки и как штурман я был надолго выведен из строя.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!