Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Воскресенье, 28 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 24 декабря 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 24 декабря 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Идею грузовых «Акул» признали утопией

Версия для печатиОтправить статью другу
Напомним предысторию. В 1993 году в российской прессе впервые появились сообщения о том, что ряд «ведущих военно-морских предприятий Северо-Западного региона» предложили принципиально новую концепцию транспортировки грузов по Северному морскому пути. Авторы ее предлагали переоборудовать списанные из состава Российского флота АПЛ в «грузовые подводные лодки».

Утверждалось, что подлодок в очереди на утилизацию у нас предостаточно, а необходимое переоборудование их, с учетом уже имеющегося технологического задела, не повлечет больших финансовых затрат. Тогда же, например, заговорили о тяжелых ракетоносцах 941-го проекта, так называемых «Акулах», которые якобы можно переделать в танкеры. Позднее была озвучена мысль и об «Акулах» - рудовозах, которые якобы способны обеспечить круглогодичную вывозку норильского концентрата из порта Дудинка на Енисее. С последним дело зашло так далеко, что к проекту подключились акционеры АО «Норильский никель» и власти Таймыра.

Но вот самое последнее заявление губернатора Таймырского автономного округа Александра Хлопонина. Оно распространено Интернетом на прошлой неделе. Несмотря на то, что АО «Норильский никель» могло вложить в проект 180 млн долларов США, а подводный флот России серьезно нуждался в утилизации части лодок, такая работа невозможна в связи с несоответствием государственным стандартам, - говорится в нем. - В частности, планы утилизации требуют снятия с лодки ракетных отсеков, которые планировали заменить грузовыми, а также снятия атомных реакторов. Однако без реактора лодка не сможет преодолеть енисейские льды зимой, а это значит, что проект не будет работать 6 месяцев из 12.

Здесь сразу же возникает ряд вопросов. Во-первых, странно, что губернатор лишь сейчас делает для себя открытие по поводу «государственных стандартов» и замены ракетных отсеков лодки на грузовые. Во-вторых, не совсем ясно, откуда его уверенность, что подводная лодка (даже с реактором) способна форсировать льды Енисея? Наконец, знает ли губернатор географические особенности местности, где живет и руководит?

Разговоры про использование бывших тяжелых атомных подводных крейсеров для транспортировки грузов по Севморпути давно уже производили на моряков-северян впечатление утопии, и этот скептицизм очень многим был понятен, не говоря уже об опытных заполярных лоцманах.

Енисей от острова Сибирякова в самом его устье и до Дудинки, где находится портовый терминал Норильского комбината, мне довелось проходить восемь раз. Здесь одна из крупнейших сибирских рек действительно производит впечатление и своим могучим движением, и безбрежностью. Особенно, если зайти в Енисей с моря. Первую половину суток, когда судно движется вдоль правого берега, левый можно «прочесть» только на локаторе, даже в бинокль его не различить. Но вот какая особенность: судоходен Енисей не везде. Скажем, на пути от устья его к Дудинке река по меньшей мере в трех местах имеет пороги. Суда среднего водоизмещения обычно минуют их, не сбавляя хода, а вот крупным теплоходам, и тем паче солидным рудовозам, порой приходится ждать полной воды. Между тем, осадка подлодок проекта 941 - 10-11 метров, а это больше, чем даже у крупных балкеров в полном грузу (от 8,5 до 9,4 метра). Разве инициаторам проекта это не было известно?

К тому же, транспорты-рудовозы типа «Норильск» или же «Петр Великий» принимают в трюмы от 12.900 до 13.700 тонн норильского концентрата. Переоборудованная «Акула» вряд ли взяла бы значительно больше. Так в чем выгода?

Неясно еще и, какую экономическую прибыль пытались извлечь от использования АПЛ вместо рудовоза, если обслуживание ядерной энергетической установки сложнее и обходится дороже, чем дизелей. Плюс к этому - отчего-то остался вне оценок широкий комплекс потенциально реальных экологических проблем, связанных с эксплуатацией ядерных реакторов в условиях Крайнего Севера и на значительном удалении от цивилизации.

Но даже если все вышесказанное отбросить, то все равно непонятно, как «грузовые подводные лодки» намеревались эксплуатировать зимой, когда даже мощные суда, причем с корпусами высшего ледового класса, форсируют Енисей с помощью ледоколов?

Иными словами, морякам и лоцманам, знающим Енисей, действительно оставалось только недоумевать по поводу замышляемых новаций.

Теперь, похоже, все начинает становиться на свои места, но и вопросы остаются. Например, кому было нужно столь масштабное прожектерство? Для чего? И сколько денег уже пущено на дискуссии, консультации, технические проработки, расчеты и заключения по заведомо непроходному «проекту»? Наверняка, постижение инженерами географических особенностей северной части Красноярского края обошлось бы нам дешевле.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Моряки-гиревики  |  Самым сильным и мужественным  |  Стальные кулаки нашего города  |
Культура   Земля - наш общий дом  |  Счастливого плавания, «Корабел»!  |  «Комплекс» в строю  |  Поморские новости  |  Многотиражка  |  Новое звание Абрамова  |  Лоцману технологической службы  |  Посланник  |
Происшествия   «Резвый» уже не порезвится  |
Экономика   Новый рыбзавод в Маймаксе  |
Мир   Первое и последнее плавание «Васы»  |
Северодвинск   На морских широтах  |  Подлодка К-40. Год сорокалетия  |
Россия   Информация с верфей  |  Идею грузовых «Акул» признали утопией  |  Бумажные кораблики  |
Общество   Династий на Севмаше стало больше  |  Первому горожанину - 65 лет  |  Конвейер ненависти  |  Железная дверь как железный аргумент  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2001
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com