Моему сыну почти четыре года. И уже года два среди мам наших ровесников не утихают споры о том, что лучше – садик или домашнее воспитание.
СТОРОННИКИ сада обычно приводят следующие аргументы: ребёнку нужна социализация, в саду его научат общаться, быть самостоятельным. Там с ним будут заниматься. Но так ли это на самом деле?
Мало кто может объяснить, что же он сам понимает под социализацией. А ведь это процесс и результат усвоения и активного повторения человеком социального опыта. В первую очередь такой опыт ребёнок получает в семье. Родители, братья-сёстры, родственники - именно отношения в семье ребёнок привносит в окружение. В семье он получает и опыт внешних взаимоотношений – наблюдает и копирует поведение родителей на почте, в магазине, в поликлинике. И даже совсем маленькие дети в семье могут проявлять инициативу в построении отношений.
В садике же ему приходится полностью подстраиваться под существующую систему - где же активная позиция? Он оказывается в толпе ровесников, также не умеющих общаться, под присмотром воспитательницы, сил которой просто не хватает на 20-30 детей. Она не может уследить за всеми ситуациями, возникающими в процессе общения, в результате вмешивается тогда, когда дети могли бы разобраться сами, или не вмешивается, когда её помощь необходима. Здесь самое время вспомнить про зарплату воспитателей и профессиональное выгорание. Кому мы доверяем своих детей?
Ещё один момент: избыточное общение (а в саду малыш целый день на виду) формирует зависимость от коллективного мнения. Ребёнок копирует интересы, поведение и даже внешний вид лидирующих детей. Так растёт зависимый и подвластный человек, боящийся остаться вне группы, боящийся пойти наперекор большинству, не ищущий своего мнения. Человек теряет способность мыслить автономно и принимать собственные решения. Хотите ли вы такого для своего ребёнка?
И ещё скажу!
Следующий аргумент «за» садик – самостоятельность. Но в каком возрасте ребёнок готов оторваться от мамы? Психологи единодушны: малыш начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, не раньше трёх лет. А ведь часто говорят, что в садик лучше отдавать в полтора-два года – легче привыкнет. Привыкнет к чему? И что сможет рассказать родителям о том, как проходят его дни? Будем честны с собой – самостоятельности вполне могут научить сами родители! Научить мягко, постепенно, без стрессов, когда ребёнок действительно готов (ходить на горшок, есть самостоятельно, одеваться-раздеваться). Не лучше ли сделать это дома, дав больше свободы и простора для инициативы, чем надеяться на сад?
И последний аргумент – занятия. Зададим себе несколько вопросов: насколько качественные занятия в саду? Все ли любят детей? Хотят найти индивидуальный подход к каждому ребенку? Возможно ли это в сложившихся условиях? И какова же польза от подобных занятий?
Не скрою, я долго сомневалась. Вроде бы теоретически всё понятно: сад – вынужденная необходимость для ребенка. Всё, что ребёнок получает там, можно дать ему другими путями, избежав при этом садичных минусов. Но как же нелегко решиться на поиски альтернативы! Ведь и моё собственное детство прошло в саду, и от окружающих то и дело слышишь: «В саду его научат!» Вот только штука в том, что стоит твёрдо решиться – и появляются другие окружающие. И оказывается, что рядом живут люди, уже вырастившие старших детей дома и воспитывающие младших. Люди, готовые рассказывать о своём опыте. Люди, собирающие вокруг себя единомышленников. Мы сами творим свою реальность!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!