Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Воскресенье, 28 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 12 августа 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 12 августа 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Аврора»: от Цусимы до Мудьюга

Версия для печатиОтправить статью другу
Уже в начале своей биографии крейсер в составе 2-й Тихоокеанской эскадры совершил беспримерный переход с Балтики на Дальний Восток, где вступил в бой с превосходящими силами японского флота в Цусимском сражении. Финал этого сражения оказался чудовищным. Эскадра была разгромлена, командир крейсера Евгений Романович Егорьев был похоронен в водах Южно-Китайского моря. Сотни моряков обессмертили себя небывалой храбростью и славой. «Аврора» чудом уцелела и под покровом тумана и ночи пришла в филиппинский порт Манилу вместе с израненными кораблями «Олег» и «Жемчуг». В корабельном музее есть экспонаты, фото и рисунки, посвященные тем трагическим событиям.

Напомним, что в Петербурге была церковь «Спас на водах» в конце Английской набережной у Адмиралтейской верфи. Там находилась доска на которой позолоченными буквами были перечислены фамилии всех погибших в Цусимском бою авроровцев. К сожалению, церковь разрушили, а памятную доску переплавили.

В следующий раз крейсер «Аврора» прославил себя в октябре 1917 года, совершив исторический выстрел из носового орудия, оповестивший о мир о начале Октябрьской революции.

В дни Революции и Гражданской войны Балтийский флот захирел, и его главная военная гавань в Кронштадте, по образному выражению моряков, была «кладбищем кораблей». На «Авроре» же еще перед революцией был произведен большой ремонт. Все 24 котла заменены новыми. Большинство работ из-за отсутствия средств производилось своими силами: красили погреба и надстройки, приводили в порядок междонные отсеки, шпилевые моторы, телефонную связь.

В июне 1923 года на крейсер прибыла первая группа практикантов Военно-морского училища, которых наставляли опытные моряки по принципу «Хочу все знать...». «Аврора» все более превращалась в учебное судно. Но какой корабль без походов, какой же крейсер без моря! И вот в июне 1924 года был образован особый практический отряд в составе крейсера «Аврора» и учебного судна «Комсомолец». Загрузив полные бункеры угля, чтоб хватило на весь переход, корабли вышли в море. Отметим тот факт, что с начала Первой мировой войны отечественные корабли не выходили дальше Финского залива.

Штурманы и курсанты приготовили карты, лоции, изучили маршрут по пособиям и двинулись в дальнее плавание - до Архангельска. Переночевав в Лужской губе, корабли вышли в нейтральные воды Балтики, попрощавшись с последним маяком Финского залива Кыпу, что на эстонском берегу.

Пройдя заливами Бельт и Зунд, через пролив Скагеррак вышли в Северное море и направились в Норвежский порт Берген. Накануне прихода советских кораблей из Христиании, так тогда называлась столица Норвегии Осло, прибыла полпред СССР в этой стране Александра Колонтай. Ее доставили на «Аврору», которая стояла на рейде, гребцы корабельной шлюпки. После осмотра корабля и теплой беседы с моряками Александра Михайловна оставила в книге почетных гостей полную восхищения запись о крейсере, нашем флоте и его моряках. То же самое сделали устно или письменно многочисленные гости, которые прибывали на «Аврору» на яхтах, катерах, лодках.

После Бергена курс кораблей был проложен к Северу. Корабли пересекли Полярный круг, прошли Лофонтенские острова и... моряки были поражены белыми ночами, когда солнце не садится, а «купается» на горизонте. Обогнув мыс Нордкап, корабли вошли в Баренцево море и вечером 23 июня пришли в Мурманск. Во время стоянки на якорях в Кольском заливе на кораблях велись судовые работы, грузилось снабжение.

Через шесть дней отряд пришел в Архангельск, встав на Мудьюгском рейде. С рейда с городом установилась тесная связь. По Северной Двине ежедневно на буксирах и маленьких пароходиках, именуемых «макарками», приезжали экскурсии рабочих, учащихся. Союз водников преподнес кораблям знамена и памятные подарки, а союз учителей подарил богатые библиотеки. С утра до вечера на «Авроре» грузились углем на обратный путь, произвели покраску от ватерлинии до клотиков, сделали профилактику шлюпок. Все моряки побывали в Архангельске.

24 августа «Аврора» и «Комсомолец» прибыли на рейд Кронштадта, завершив первый заграничный поход с советскими моряками и курсантами, оставив за кормой 5700 миль. Второй поход в Мурманск и Архангельск «Аврора» совершила в 1925 году по тому же маршруту, что и в первый раз. Только заход был в шведский порт Гетеборг.

Начальником и комиссаром был назначен начальник вмузов В.М. Орлов, флагманским штурманом Н.А. Соколлари, по учебнику которого я когда-то учился в мореходке.

Вновь круглосуточно авроровцы грузили уголь в трюмы, на палубу, разместив его во всех «дырках». Это делалось для того, чтобы не закупать топливо за границей, в целях экономии средств. Грузили вручную, мешками, корзинами.

Шведы, как и норвежцы, дружелюбно отнеслись к «Авроре», скандировали с парусников и катеров: «Да здравствует Россия!» Оставив за кормой Гетеборг, экспедиция пошла на Север, обогнула Нордкап и увидела родной остров Кильдин.

После визита в Мурманск «Аврора» направилась к прошлогодней стоянке у острова Мудьюг. Здесь моряки сделали большую приборку на крейсере и переоделись в парадную форму. Всем авроровцам запомнился грандиозный митинг на палубе корабля, на котором от имени Архангельского губисполкома приветствовал собравшихся член ЦИКа из Пинежского района Порядин, выступали и представители губкома комсомола, губпрофсовета Архангельска.

Из Белого моря корабли направились в родную Балтику при шторме, тумане, дождях и сильном ветре. Салаги сперва укачались и слегли от морской болезни. Тем не менее все курсанты в Питер вернулись бодрыми и счастливыми.

В этих походах за Полярный круг первым командиром крейсера был Лев Андреевич Поленов, потомственный моряк. Еще во времена Екатерины II, в 1766 году, его прямой предок Алексей Яковлевич Поленов выступал за отмену крепостного права и за честь и могущество русского флота. Сын Льва Андреевича сохранил морскую саблю (палаш), которая была с командиром во время походов в 1924 - 1925 годах. Он и сейчас хранится в Центральном военно-морском музее.

Учебе красных гардемаринов помешала Великая Отечественная война. «Аврору» она застала у причала Ораниенбаума. Корабль несколько лет не имел хода, но артиллерия крейсера включилась в оборону Ленинграда и Кронштадта. Вскоре ушли на фронт все курсанты училища ВМС, а часть краснофлотцев прибыла на Чудскую военную флотилию, командовал которой Николай Авраамов, будущий командир Соловецкой школы юнг в 1942 - 1944 годах.

Снятые с «Авроры» корабельные орудия были размещены на суше и в первые же дни встретили фашистов, рвущихся к Ленинграду, шквальным огнем. Но силы были неравны. Из девяти пушек последняя умолкла 13 сентября 1941 года. Из двухсот моряков-авроровцев лишь 26 вышли живыми из огненного ада.

В том же сентябре немцы выпустили по крейсеру несколько снарядов, его бомбили с самолетов. Возникла угроза гибели корабля. И тогда моряки, открыв кингстоны, притопили корабль, посадив его на ровный киль. Еще одна корабельная пушка была установлена на платформу бронепоезда «Балтиец». Она стреляла по врагу с 1944 года.

После блокады Ленинграда, в конце войны, было принято решение о восстановлении «Авроры» и превращении ее в учебный центр Нахимовского военно-морского училища. В сентябре 1944 года крейсер был переведен из Ораниенбаума в Ленинград и встал на место вечной стоянки, где и стоит сейчас на Неве напротив Нахимовского училища. Ныне крейсер-музей - самый посещаемый после Эрмитажа музей Питера. Помощник начальника музея на крейсере Георгий Николаевич Авраамов, сын бывшего начальника Соловецкой школы юнг, сам юнга во время войны, вице-адмирал в отставке.

Владимир ЩЕТИНИН, бывший юнга Великой Отечественной войны, участник восстановления крейсера «Аврора» на «Северной верфи»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Украли... пушку  |
Экономика   Государству служишь? Терпи!  |  Аппетитные мутанты  |  Когда в вожах согласья нет  |
Политика   Между моргом и реанимацией  |
Северодвинск   Информация с верфей  |  Черный четверг Северолвинска  |  Прощание с «Милонгой»  |
Россия   «Аврора»: от Цусимы до Мудьюга  |  Ядерно-подводный перебор?  |  «ЛУКойл» строит танкеры  |  Суперверфь на Неве  |
Общество   Новости из портов  |  У каждого дома – свое солнце  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2001
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com