Фото Владимира Ларионова |
С чего начать?
Теоретически оборудовать свой дом необходимыми приборами учета можно двумя способами. Из них на данный момент реально осуществим лишь один. Суть его проста: жильцы собирают необходимую сумму денег и устанавливают монтаж необходимого оборудования. Все, казалось бы, просто, но уже тут некоторые горожане могут столкнуться с проблемой. Комплект из трех счетчиков и их установка обойдется в 120–400 тысяч рублей (в зависимости от моделей приборов учета и их функциональности). Но одно дело собрать требуемую сумму со стоквартирного дома, тем более что пока это можно растянуть на год, и совсем другое - собрать средства жителям крохотной «деревяшки», где количество квартир зачастую не превышает и двадцати. Не стоит забывать и о том, что в каждом доме есть два, три, а то и добрый десяток квартирантов, которые, в силу различных причин, не смогут выделить из семейного бюджета деньги на ежемесячный сбор. Помочь в таком случае населению, считает администрация города, смогут управляющие компании, предоставив рассрочку по оплате данных услуг. Но сами жилищники признались, что помочь подобным образом всем они просто-напросто не способны. Второй способ в Федеральном законе «Об энергосбережении» именуется как «энергосервисный договор». Механизм в данном случае следующий. Банк предоставляет управляющей компании кредит, за счет которого происходит оборудование дома приборами учета. После этого жильцы расплачиваются за предоставленные ресурсы согласно их показаниям, совершая вместе с тем некоторую переплату. Этими излишками управляющая компания будет рассчитываться с банком за предоставленный ей кредит. Проблема же здесь заключается в том, что существуют риски для самой управляющей компании. Ведь дом, который они снабдили счетчиками по данному договору, спустя некоторое время может перейти под попечительство другой управляющей компанией. Документ, страхующий в подобном случае управляющую организацию, пока находится в стадии разработки.Примеры хорошие, примеры плохие
Впрочем, за частичное энергосбережение в нашем городе уже взялись несколько домов. Летом этого года филиал межрегиональной распределительной сетевой компании Северо-Запада Архэнерго за свой счет оборудовал общедомовыми приборами учета электроэнергии двести жилых зданий. Но пока жители лишь 57 в своих ноябрьских квитках увидят дополнительную строку, указывающую, сколько им придется заплатить за электричество, потраченное на общедомовые нужды (освещение подъездов, работа лифтов и другие). И показания их не порадуют – по сравнению с периодом квартирных счетчиков, платить придется больше. Причем варьируется разница между 0,8 и 20 процентами. Пока что жители домов, где дельта превысила 15 или 20 процентов (дома с газовыми и электрическими плитами соответственно), будут платить по-старому. Зато уведомление от Арх¬энергосбыта о необходимости разобраться в том, куда именно расходуется такое количество электроэнергии, получат управляющие компании. Такая ситуация сложилась примерно с двадцатью северодвинскими домами. В остальных же случаях она будет поделена между жильцами пропорционально их расходу электричества внутри квартиры. То есть чем больше «накрутил» дома, тем больше заплатишь за общедомовые расходы. И вот тут мы должны начать экономить. Пример, как это надо делать, уже продемонстрировали несколько домов. Например, жители двух подъездов на Кирилкина, 8, установили на своих лестничных пролетах приборы освещения, реагирующие на шум. Стоит им только «услышать» хлопок входной двери, шум шагов или даже разговор, как свет включается. В их отсутствие лампочки гаснут. Экономия по подъезду, поделились новаторы, составила около пятидесяти процентов. Но не все расходы удастся сократить так легко. Одна из помех на пути к экономии - вороватые соседи. Как известно, способов уменьшить показания индивидуального счетчика существует множество. Провести же общедомовой прибор не получится, а значит, плата за украденное, опять же, будет поделена между всеми жильцами. Кстати, экономия коснется не только собственников жилья. Энергоаудит пройдут все государственные организации, где есть хотя бы один процент частного имущества, в том числе и сами управляющие компании.Сколько воды утекло и кто ее оплатит?
Неясностей еще, конечно, много. Закон сырой и требует доработки, что, собственно, и происходит. Причем доработка нужна не только своду об энергосбережении. Взять хотя бы простейшую ситуацию, когда в подвале дома, снабженного счетчиком воды, прорвало трубу. За данные коммуникации отвечает управляющая компания, за воду - жильцы. Алгоритма, разрешившего бы спор о том, сколько воды утекло, в данный момент не существует. «Вечерка» продолжит ряд публикаций на данную тему.Абонент недоступен
Недавно с целью экономии семейного бюджета в своей квартире установил я счетчики газа, горячей и холодной воды. Отныне каждый месяц по телефону сообщаю показания счетчиков соответствующим организациям. Информацию по горячей воде я сообщил при помощи простой автоматизированной системы, позвонил, набрал показания на клавиатуре телефона – и все дела. Особо порадовало, что прием показаний таким способом ведется круглосуточно. С газом тоже проблем не возникло. Первый же звонок был принят, и девушка на том конце четко, без промедления приняла мои данные. Настал черед холодной воде. Трудности начались сразу: я не знал, по какому номеру надо сообщать данные. В службе 09 мне дали номер секретаря СМУП ЖКХ «Ягры», а вежливая секретарь подсказала мне номер 7-24-10 и посоветовала звонить после обеда, с 14.00, что я и сделал. Увы, линия была занята. Так что результата я не добился ни после 14.00, ни после 15.00. Возникло подозрение, что на этом номере трубка попросту снята с аппарата. Пришлось идти в это самое СМУП ЖКХ «Ягры», разбираться. В кабинете №16, где принимают показания счетчиков, девушки пили чай. Трубка телефона, как я и подозревал, снята и лежит рядом. Пожелал барышням приятного аппетита, сообщил данные и поинтересовался, не тот ли это телефон, на который я не могу дозвониться? Конечно же, девушки мои подозрения отразили. Я обратился к заместителю начальника СМУП ЖКХ «Ягры» с претензией. Похоже, от меня он и узнал, что такой телефон на самом деле существует. С тезисом, что дойти до их конторы совершенно нетрудно и даже полезно, я согласился. Но согласиться с тем, что его подчиненные явно не исполняют свои обязанности по обслуживанию населения, я не мог. По дороге домой я снова набрал 7-24-10. Как я и ожидал, с первого же раза звонок был принят. Значит, мой визит в СМУП ЖКХ «Ягры» пошел на пользу.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта