Фото Владимира Зыкина |
Фото Владимира Зыкина |
Дом в обмен на книгу
Архангельский музыкант Николай Шпанов к переезду на малую родину, в шенкурскую глубинку, начал готовиться задолго до выхода на пенсию. Подготовился. Сначала он и его жена были «грачами»: с весны по осень жили в Керзеньге, зимой - в Архангельске, а вот уже почти 18 лет как постоянные деревенские жители. Не бедовали в безденежные девяностые, не жалуются на свою жизнь сейчас. Николай Афанасьевич и его супруга Галина Петровна Сычева - доказательство правоты шукшинского героя, попа, который верует «в то, что скоро все соберутся в большие вонючие города (…) задохнутся там и побегут опять в чисто поле!..» Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по классам домры и оркестра народных инструментов Шпанов и преподаватель английского языка и выразительного чтения Сычева время от времени забывали то, что делали в музыкальном училище (Николай Афанасьевич) и педколледже (Галина Петровна) и увлеченно занимались крестьянским трудом. В их хозяйстве были и корова, и свиньи, и козы, и куры. Причем горожанка по происхождению Сычева открыла в себе способности лечить животных, и хотя предрекали ей шенкурские, что малые поросята будут дохнуть, они набирали себе вес, окорока получались на славу. Такими же выходили и масло, и творог, и сыр. Детей и внуков накопили супруги много - соответственно четверых и шестерых (скоро уж правнуки будут). Те стали подговаривать деревенских: уж больно, дескать, далеко к вам из Архангельска добираться, да и дорога местами худая, хорошо бы сменить место жительства. И тут Галине Петровне и Николаю Афанасьевичу повезло - их знакомый, небедный московский житель, предложил: я, мол, выпускаю вторую книгу стихов поэтессы Сычевой, а взамен получаю ваш дом. Сделка состоялась. Но возвращаться в Архангельск Николаю Афанасьевичу и Галине Петровне вовсе не хотелось. В ход пошли деньги родителей и детей - и тогда музыкант и поэтесса обосновались в деревне Куликовской на границе Виноградовского и Шенкурского районов: сюда добираться детям и внукам гораздо легче. И Галине Петровне и Николаю Афанасьевичу проще возвращаться в Куликовскую с «гастролей», которые продолжаются уже 15 лет. Самое время сказать о литературном творчестве Галины Сычевой.«Стихи нашумели березы…»
Как раз в деревенской жизни Галина Петровна обнаружила в себе и другие способности - писать стихи для детей: о природе, о деревне, о Родине.Стихи нашумели березы, Опавшие листья и грозы. Весна мне их подарила, Когда огород городила.
Веселые, звонкие строки Подслушаны у сороки. Скатились они в ладошку, Когда собирала морошку.
Чтоб пахли стихи травою, Несла в сенокос с собою. А осень, позвав за грибами, Умыла стихи дождями.
Дабы быть более или менее уверенной в том, что переводит бумагу не зря, Галина Петровна обращалась в Архангельске к поэтам с именем (Анатолию Левушкину, Инэль Яшиной) с тем, чтобы они дали оценку ее стихам. Оба профессионала одобрительно отозвались о творчестве шенкурянки. Хотя и критику в свой адрес она тоже услышала. Но критика не перевесила главное. «Галина Петровна обладает даром разговаривать с детьми их языком и видеть мир глазами детей», - написал в рецензии Анатолий Ильич. Этот дар ценят и в Институте развития ребенка Поморского государственного университета, и в школах области, и много где еще. Поэтому и приглашают автора книг (их сейчас четыре, у них немалый тираж, они хорошо изданы с помощью профессиональных художников) в Архангельск, в тот или иной район области. Только в Лешуконье и Мезени не побывали поэтесса и музыкант, а вся остальная губерния им знакома. Учащиеся запоминают поэтессу. Четверо четвероклассников одной из гимназий Архангельска, участвуя в школьном анкетировании, на вопрос, кого из знаменитых людей Севера могут назвать, ответили: Ломоносова и Сычеву. Одна из записок, полученных Галиной Петровной от первоклассницы: «Голина Петровна, пыши дальше, молодец!»
Книга вместо снегохода
Уже песни есть на стихи Сычевой… Другой бы человек на ее месте подал заявление в Союз писателей: прошу принять, достоин. А Галина Петровна недоумевает: «Зачем мне это? Главное, чтобы читали». Николай Афанасьевич в поездках рядом. Не только как менеджер, но и как преподаватель, дирижер: он, заслуженный работник культуры Российской Федерации, основатель северной школы профессиональной игры на домре, дает мастер-классы, а также на пару с женой читает детям стихи Галины Петровны. Кстати сказать, текст подскажет, если поэтесса его забудет. Четвертая книга Сычевой вышла сравнительно недавно. Называется «Из тетради в клеточку». Рассчитана на учеников четвертых-седьмых классов, для которых стихов мало, наша землячка попыталась восполнить пробел. Чтобы эта работа увидела свет, Николай Афанасьевич отказался от покупки «Бурана» - сделал жене подарок на юбилей… А снегоход разве больше не нужен рыбаку? Нужен. Дети-внуки обещали подсобить. Провожая гостей, учителя говорят: «Вы нам устроили праздник русского слова!..» В «командировках» продажа книг поэзии помогает покрыть пенсионерские расходы, «навара» супруги не имеют. (Спасибо ученикам, гостиница Николаю Афанасьевичу и Галине Петровне не нужна.) Чего ж тогда покидают ставшую родной Куликовскую? Общения в ней все-таки не хватает, хотя деревня умная, потому что трезвая. Здесь три предпринимательские пилорамы, поэтому есть работа, есть ум… Однако нескольких дней достаточно Галине Петровне и Николаю Афанасьевичу, чтобы соскучиться по деревенскому дому, по хозяйству. Оно теперь другое: не стало нужды держать скот - жизнь ныне все же полегче, чем в лихие девяностые, но есть пчелы, теплица, огород (недавно мини-трактор куплен, чтобы не надсаживаться с лопатой), есть у Николая Афанасьевича потребность наловить щук и карасей (охотиться перестал, жалко зверья и птиц), что-то мастерить своими руками. Он и дом сам отремонтировал, и печи сложил, и мебель сделал, и ульи. Пристройку сладил, мансарду. Плохонький амбарчик превратил в «гостиницу»: народу-то много летом отдохнуть приезжает. Гости - не только дети и внуки. И за рубежом знают Шпанова и Сычеву. В Греции ее рассказы публикуют на тамошнем языке. «Я, завороженный, наблюдал зарождавшийся день. Какие-то птицы, проснувшись, перекликались в чаще леса, который больше не казался таким мрачным. Он звал к себе, звал окунуться в царство причудливо сплетенных ветвей и пушистых розовых сугробов. Таких сочных, ярких красок в живой природе я никогда не видел - разве что на картинах Рериха и Рокуэлла Кента. И сам я наполнился радостным светом, почувствовал себя маленькой нотой в этом торжественном гимне Природе. Захотелось раскинуть рук и окунуться в это оранжевое море». Или вот стихи о природе:Осень сушила свои акварели. Мокли картины в прохладной купели. Скоро просохнут полотна твои В рамках резных из еловой хвои.
Здесь на картине - глухарь на осине. Красны от клюквы болота в низине. Сели синички стайкой цветной Рядом со мной на картине другой.
С этой красотой Галина Петровна и Николай Афанасьевич навсегда…
Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта