Дети голосуют за школу. Фото Владимира Ларионова |
Мы породили – мы и убьем?
Вот только мы как раз на уроке в школе – в 37-й. Вот уже десятый год действует в нашем городе это во многом уникальное учреждение, специализирующееся на занятиях с детьми, которым показано надомное обучение. Вот, скажем, сейчас перед нами девятиклассник Костя. В пятом классе его сбила машина. Тяжелейшая черепно-мозговая травма – и многие месяцы лечения, включая недели в реанимации, а затем освоение многих привычных нам искусств: сидеть в постели, стоять, ходить… Природный правша, теперь он плохо владеет правой, пришлось переучиваться писать левой. Помогает любовь родных, помощь товарищей, собственная воля к жизни – Костя теперь еще и в тренажерный зал ходит! И, конечно, учителя из 37-й, которые приходят к нему на дом и проводят занятия, как и полагается в этой школе, в рамках обычной программы. Да, на дому могут работать и педагоги обычных школ, но там они разрываются между обычными классными и внеклассными занятиями, а здесь индивидуальные занятия – основная их работа. И призвание, добавим. На базе 37-й разработаны методики занятий с детьми-инвалидами. Когда эксперимент начинался, таких школ по всей России были единицы. Сейчас в Москве таких 19… А в Северодвинске 37-й может не стать. В рамках программы оптимизации сети образовательных учреждений рассматривается вопрос либо о реорганизации, либо о закрытии школы.Родители за 37-ю
На родительском собрании на минувшей неделе руководство управления образования выслушало от матерей и отцов воспитанников 37-й немало благодарностей в адрес школы и немало критики как в свой адрес, так и в адрес других школ, далеко не всегда способных с пониманием отнестись к проблемному ребенку. Есть и отрадные исключения, конечно. Мама того же Кости, к примеру, 23-ю школу вспоминает с благодарностью. Но таких немного. Конечно, можно считать преувеличением слова о «травле» необычных детей в обычных школах и сверстниками, и учителями. Но, положа руку на сердце, разве нет в этом горькой правды? Тем более что есть здесь и дети с диагнозами скорее психиатрического профиля: нестабильные, легковозбудимые, склонные к бурным реакциям – потенциальные правонарушители, если не заняться ими серьезно и строго индивидуально. И для этой цели, по-видимому, система 37-й вполне удобна. Недаром она действует в тесном контакте не только с детской поликлиникой, но и с комиссией по делам несовершеннолетних. И неправда, что здесь изолируют детей. Напротив, их, как сейчас модно говорить, социализируют: регулярно проводятся совместные праздники и рабочие мероприятия, ученики осваивают азы рабочих профессий на базе 33-й реальной школы. И просто учатся. Успешно учатся. Директор 37-й Оксана Чеснокова может долго с радостью рассказывать о нынешних студенческих буднях своих выпускников. В прошлом году школа на общих основаниях получила лицензию, буквально на этой неделе решается вопрос о ее аккредитации на следующие пять лет.Планы против планов
Педагоги 37-й смотрят на ситуацию реалистично и допускают разные варианты будущего своей школы. Либо она сохранит статус-кво путем принятия многострадального положения о таких учреждениях. Либо может быть перепрофилирована в учебно-воспитательное учреждение открытого типа. Либо может быть присоединена к одной из школ в качестве ее филиала. Наконец, предлагается создать на базе школы ресурсный центр дистанционного обучения – это еще одно перспективное направление, развиваемое Министерством образования и науки, на него выделяются средства, закупается компьютерное оборудование, которое даже может быть предоставлено учащимся. В 37-й есть педагог, прошедший специальное обучение по применению дистанционных технологий и способный поделиться опытом. Что же касается планов горуо, то, судя по всему, наиболее вероятный вариант – распределить детей в школы по месту жительства либо в другие, по желанию родителей. Соответственно, сохранить кадры педагогов, набравших опыт в работе с такими проблемными учениками, будет почти невозможно, уверены в 37-й. В таком случае учитель должен был бы иметь маленькую нагрузку по месту основной работы и быть совместителем сразу в нескольких – может быть, в пяти-шести школах, которые в этом, по большому счету, не заинтересованы. Безусловно, можно понять и руководство управления образования. «Вечерка» уже писала о том, что новая общероссийская система финансирования школ, называемая подушевой, действительно оставляет мало шансов малокомплектным учреждениям. Конечно, обычная средняя школа с 50-70 учениками в городе с 200-тысячным населением – нонсенс, а иначе как обычную рассматривать 37-ю, видимо, и в самом деле не получится. Ни на федеральном, ни на областном, ни на местном уровнях нет нормативной базы ее деятельности, нет типового положения о таких учреждениях, нет оснований для соответствующего повышенного финансирования и создания иных особых условий… И все-таки странно, что городские и областные руководители образования не могут совместно действовать в целях сохранения уникального учреждения. Оксана Чеснокова рассказывает, что ее однофамилец Игорь Чесноков, председатель комитета по образованию и высшей школе областного Собрания, выразил недоумение: почему это по инстанциям в Архангельске ходит одна директор – как будто Северодвинску совершенно безразлична судьба такой школы?Вместо эпилога
…Урок алгебры закончен. Костя хочет пообщаться с гостями, о журналистской работе расспрашивает, напористо ставит неожиданные по формулировкам вопросы – сразу чувствуется, что хочет стать психологом… А я по образованию как-никак учитель-словесник. Спрашиваю, что Костя проходит по литературе. Оказывается, слово «проходить» в этом значении ему не нравится, лучше говорить «изучать». С удовольствием соглашаюсь. И читаю в дневнике в графе «Домашнее задание»: рассказ «Тоска». Костя излагает содержание миниатюрного чеховского шедевра с красноречивым эпиграфом «Кому повем печаль мою?». У извозчика Ионы Потапова умер сын. И вот Иона в огромном, но пустом и чужом городе пытается с кем-то поделиться горем, но никто не слышит его – ни седоки, ни соседи по ночлежке. Люди глухи к несчастью. И тогда ночью он рассказывает все своей лошади... Сам Костя и многие такие дети, как он, и их близкие – живые люди, не чеховские персонажи. Но будут ли они услышаны? Хочется верить.Вместо средней – музыкальная
На недавней пресс-конференции руководители управления образования и отдела культуры Сергей Попа и Наталья Трубачёва дали комментарии относительно того, как планируется использовать здания и помещения школ, которые могут подвергнуться «оптимизации», - №33 и №4. Напомним, проблемы этих школ, с официальной точки зрения, - в их малой укомплектованности, что в условиях подушевой системы финансирования не позволяет рассчитывать на полноценные субвенции на зарплату из област¬ного бюджета, а в будущем – и на полновесную оплату всех прочих расходов. О том, как ситуация воспринимается в той же 4-й школе, «Вечерка» писала 18 февраля. В том числе писали мы и о слухах о продаже здания или передаче его неким влиятельным личностям… Опровергая эти рассуждения, руководители городской социалки заявляют о том, что в стенах 33-й должна разместиться вечерняя 38-я школа. Между прочим, предполагается, что так удастся сохранить и эффективно использовать накопленный в 33-й опыт и созданную там базу начального профессионального обучения. Здания же, приспособленные под 38-ю, будут использованы более эффективно. Одно из них, бывший детский сад, со временем рассчитывают использовать по первоначальному назначению, а во второе, бывшее общежитие, сможет переехать 36-я музыкальная школа, пока размещающаяся в тесном деревянном здании довоенной постройки. Родители сотен воспитанников ДМШ-36 многократно просили о новом помещении. Здание же 4-й школы, как уже сообщалось, предполагается передать школе искусств №34, которая также испытывает серьезные трудности с помещением.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта