Девять лет назад телефон доверия с северодвинским номером стал активно работать.
А что сегодня, когда телефон вообще как самый быстрый способ передачи радостей и печалей сдает свои позиции?
Фото Владимира Ларионова-мл.
- Да, сегодня многие, особенно молодежь, предпочитают общаться через Интернет. Планы такие есть и у нас, но пока нет возможности. Но при этом даже в западно-европейских странах на втором месте после консультаций по электронной связи остается телефон доверия. И по статистике нашей службы, в прошлом году больше звонков было именно от подростков старшего возраста, - рассказывает руководитель службы психологической помощи семье «Телефон доверия» Галина Гурьева.
- Галина Ивановна, уточним: возраст абонентов и темы разговоров не ограничены?
- Звонят северодвинцы от одиннадцати до шестидесяти лет. Наши работники, специалисты с высшим психологическим образованием, прошедшие строгий отбор, дают профессиональные консультации, касающиеся межличностных, в первую очередь семейных отношений, трудных житейских ситуаций.
- Ну а если вопрос не по теме?
- Переадресовываем клиента в соответствующие структуры. Но если он не «зависающий», диалог все равно будем вести.
- Зависающий - это какой?
- Например, тот, кто перепутал нашу службу с сексом по телефону.
- А по времени сколько обычно длятся переговоры?
- От семи минут до одного часа.
- О чем говорят дети?
- «Мне нравится мальчик, как себя с ним вести», «Мой парень стал встречаться с моей подругой…» Часто обращаются подростки с вопросами, связанными с доверием: «Мама не отпускает на дискотеку. Что делать?»
- И правда, что делать?
- Мы не даем конкретных советов, разговаривать стараемся с позиции диалога. Помогаем отстраниться и посмотреть на свою ситуацию со стороны. Ведь родители запрещают дискотеку не потому, что они злые. Попробуй понять их тревогу, заботу о тебе.
- Но если ребенок поймет, он же дома остаться должен. Значит, все-таки принимаете сторону взрослых?
- Нет. Проговаривая конфликтную ситуацию, человек получает возможность не сосредотачиваться на своей обиде – это уже результат.
- Галина Ивановна, личный опыт бывшего ребенка, сегодняшней мамы вам помогает?
- Профессионал тем и отличается от просто собеседника, что свой пласт воспоминаний отодвигает на второй план. Профессионал работает под небом клиента.
- А родители на что чаще жалуются?
- Ребенок не отходит от компьютера, поздно возвращается домой, грубит. Много обид: «Я для него, неблагодарного, все делал…».
- Человек в горячую минуту обычно ждет поддержки собственной позиции. И навряд ли хочет понять, в чем сам ошибается.
- Разные сценарии бывают. «Пожалейте, подтвердите, что я прав». Есть категория диктаторов, требующих подчинения. Это они зачастую переходят на личность консультанта: «А вам-то сколько лет? У самих-то дети есть? А вот если бы вы тяжело заболели…»
- Обижаетесь?
- Нет, возвращаем человека на его собственную территорию: давайте говорить о вас. Самые благодарные клиенты те, у которых изначально есть готовность принять ответственность на себя, просто им еще раз нужно проговорить это и услышать мнение постороннего человека.
- Чем он лучше совета сверстника, который живет теми же проблемами? Или близкого взрослого?
- Что подросток в ответ чаще слышит от ровесника? Как правило, импульсивное: «Да ну, забей». Или: «Выпей, закури, расслабься». Расслабляются, а проблема остается. Помощь близких тоже не всегда эффективна: они любят нас, но советы дают субъективные.
- Разговаривать по телефону труднее, чем бить по клавиатуре. Кому-то наверняка это мешает позвонить.
- Такой барьер есть. Пытаемся его преодолеть на встречах со школьниками. В чем, на мой взгляд, достоинство телефона доверия, кроме того, что это «свободные уши» и живое общение: он заставляет формулировать свою мысль, понять свои чувства. И при этом сохраняет ощущения и безопасности (ты не видишь собеседника), и необходимой в критической ситуации близости.
- Обращались ли к вам люди, готовые уйти из жизни?
- Звонков, как говорят специалисты, с большой вероятностью летальности не было. Но обращения, связанные с суицидальными переживаниями, были. Одного такого клиента два консультанта вели в течение целой недели. Человек в таких случаях как будто в маленькой коробочке сидит, отгородившись от мира, наша задача - постепенно дырочку в ее стене «прокрутить», чтобы сквозь нее попадал свет.
- Если можно, пример, который запомнился?
- В последние рабочие часы 31 декабря позвонила пожилая женщина. Ощущение полной беспомощности и ненужности… Накануне такого праздника ее одиночество особо остро чувствовалось; и понимание, что ты – единственная возможность для человека связаться с этим миром. И ключик к сложной ситуации был найден.
- А если на том конце провода истерика? Для профессионала это сигнал опасности?
- Гораздо опаснее состояние апатии. Иногда человеку полезно просто проплакаться, прокричаться. И если он при этом не переходит на личность консультанта, с телефоном доверия такое позволено.
- Определитель номера на нем не стоит?
- Нет конечно. Человек может не представляться настоящим именем. Дети, как правило, откровеннее взрослых, но тоже часто спрашивают: «А разговор не записывается? В школе о нем не узнают?» Не записывается, не узнают, все звонки анонимные и, разумеется, бесплатные. Работа телефона доверия основывается на принципах уважения и защиты звонящего. Вас примут таким, какой вы есть. Не молчите, звоните!
Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА
Телефон доверия принимает звонки по номеру 58-35-88 с 19 до 21 часа ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.
Лучший психолог – моя девушка?
Приживутся ли у нас службы, подобные телефону доверия? С кем наши сограждане готовы поделиться проблемами, у кого спросят совета?
Анастасия Рогова, студентка:
- Я бы при необходимости посоветовалась с любимым молодым человеком. С ним я могу обсудить все свои проблемы. Но в каких-то случаях кому-то, конечно, может потребоваться и помощь специалиста-психолога.
Альбина Семеновна, пенсионерка:
- Я могу поговорить с родственниками. С дочерью, с сыном. Психологи? Нет, в моем возрасте к ним не нужно обращаться! И вообще лучше самим справляться со своими заботами, держать себя в руках.
Борис Панков, пенсионер:
- У нас к психоаналитикам ходить не принято. Реальные проблемы нужно решать через общественные организации. Ну, может, какие-то личные недостатки и можно обсудить с психологом.
Алексей:
- Сложно сказать, приживется ли у нас такая служба. Я поделился бы проблемами, во-первых, с родителями. Во-вторых, с любимой девушкой. С друзьями… Ну и потом уже мог бы обратиться к психологам. В крайнем случае.
Сергей, студент:
- Люди у нас открытые – я думаю, готовы будут поделиться наболевшим и по телефону. Конечно, в подобных службах должны работать профессионалы – не каждый вправе и не каждый сможет взять на себя такое.
Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН, Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!