В конце девяностых годов прошлого века многие руководители «большой» прессы предсказывали гибель «малой», т.е. районной. И поводы для этого имелись: финансовое состояние (долги за бумагу, полиграфистам, по зарплате сотрудникам), техническое оснащение, если его так можно было назвать. О компьютерах только мечтали, автомашины разваливались, если вообще имелись.
ИЗ БЮДЖЕТА на «районки» средства отпускались мизерные, да и те не «живыми» деньгами, а в основном взаимозачетами. Когда пробовали заработать самостоятельно, поднимая подписную цену, теряли тиражи, читателей теряли. Вполне реально вставал вопрос о за¬крытии некоторых газет.
Но… Ничуть не преувеличивая, скажу, что спасителем местной (районной) прессы стал Анатолий Антонович Ефремов, глава администрации Архангельской области.
В 1999 году мы в управлении печати разработали «Программу развития районных и городских газет на 2000-2001 годы». Естественно, подсчитали, во сколько обойдется техническое оснащение и что это даст. А когда верстался областной бюджет, сумма на «районки» была заложена минимальная – 4,5 млн рублей на 2000 год. Можно понять финансистов – после дефолта и прочих катаклизмов не до жиру, подняться бы на ноги.
Однако и для нас отсрочка еще на год грозила просто катастрофой. Однажды в субботу (глава посвободнее от посетителей) пришла к Анатолию Антоновичу. Слушал внимательно, въедливо уточнял, переспрашивал, хотя перед этим тоже внимательно изучил программу и, в принципе, одобрил. «Но сейчас, - говорит он, - пойми, ну нет денег в бюджете на программу». В-общем, разговор был долгим и непростым. Потом он все-таки набрал телефон директора департамента финансов и сказал о своем решении – предусмотреть в бюджете необходимую под программу сумму. А это 22,5 млн рублей.
К 2002 году все «районки» уже выходили на офсете. На Всероссийском фестивале СМИ «Вся Россия-2002» управлению печати был вручен главный приз фестиваля «За государственную поддержку региональных СМИ». А ведь это только благодаря Анатолию Антоновичу.
Он всегда понимал, что в районах газеты выходят не по чьей-то прихоти и в результате амбициозных желаний, а из-за острой необходимости в информации. Ведь тиражи местной прессы в районах в разы больше областных, и тем более центральных изданий.
Он не диктовал нашим журналистам, как и о ком надо писать, но требовал, чтобы газета объективно рассказывала о проблемах. Часто встречался с «районщиками», участвовал в наших совещаниях, семинарах, различных встречах. Это всегда был живой разговор, и вопросы можно было задавать всякие, даже «неудобные». За восемь лет он побывал практически во всех редакциях, в некоторых не по одному разу.
Он хорошо понимал, что главное значение общественно-политической прессы в том, чтобы помочь разрешению назревших проблем, обеспечить прочную связь между населением и властью, взаимное понимание желаний и решений. Однажды пошутил: «Что там пишете, как глава ступал по дороге, главное, чтобы след остался, чего хвалиться заранее…»
С доброго согласия Анатолия Антоновича Союз журналистов Архангельской области в 1998 году объявил областной конкурс «Лучший журналист года». Десять премий из губернаторского фонда вручались ежегодно на балу прессы самим главой. Итоги подводились в жюри. Ни разу Ефремов не вычеркнул из того списка ни одного журналиста, хотя в нем иногда присутствовали и «неудобные» для власти.
В этом был весь Ефремов. Он мог вспылить, горячо высказаться. А потом сказать: «Ну ладно, давай по делу».
«Районщики» никогда не забудут Анатолия Антоновича, он был действительно свой. Он был требовательный и в то же время заботливый. Спасибо, Анатолий Антонович. И простите.
Людмила СНЕЖКО, начальник управления печати и массовой информации администрации Архангельской области в 1997-2007 годах Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!