Издательство «Северная неделя», известное как издательство добрых газет, в этом году приступило к выпуску журналов, брошюр, а также запускает три новые газеты и готовит к печати две книги. Мы беседуем с генеральным директором издательства «Северная неделя» Вячеславом Белоусовым.
- ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ, каким был уходящий год для вашего коллектива?- Если кратко - трудным, но очень плодотворным. Не секрет, что в российской газетной отрасли – системный кризис. Резко падают тиражи практически всех газет, по пальцам можно пересчитать рентабельные издания. Процветают лишь «желтые» газеты и глянцевые журналы.- Поясните читателю, что означают понятия «желтая» газета» и «системный кризис».- «Желтые» газеты? Это те, в которых из номера в номер рассказывается, как мальчик девочку любил, но разлюбил, потом полюбил другую. Чем Ксюша Собчак отличается от Жанны Фриске, а та от солиста группы «Руки вверх!». Недавно в разговоре одна из киоскеров призналась, что спрос на такие газеты заметно падает. Возможно, читателю надоело разглядывать интимные части тела через замочную скважину.Сложнее с системным кризисом. Одна из его причин такова. Несколько лет назад, исповедуя либеральные принципы, правительство приравняло производство газет к производству водки и колбасы. Ввело НДС в размере 18 процентов. В результате почти пятая часть и без того скудных газетных бюджетов стала изыматься государством. Нигде в мире нет такой практики: НДС у газет либо нулевой, либо не более пяти процентов. И, как следствие, зарплата журналистов в России – одна из низших в стране: «районщик» в зависимости от региона получает 4-10 тысяч рублей. Государство словно гонит их осваивать опыт «операторов машинного доения» - гаишников.- Позвольте возразить: а как же объяснить неимоверное количество бесплатных газет в нашем городе?- Это ошибка – называть рекламные проспекты газетами. В них нет главной составляющей – журналистики.- Насколько мне известно, и в Европе, и в Америке есть бесплатные газеты, и не раз читала, что за ними будущее.- Испанская или американская бесплатная газета по контенту (содержанию) ничем не отличается от обычного издания. В ней есть журналистика. И, как правило, их выпускают редакции традиционных газет, чтобы дополнительным номером охватить более широкую аудиторию и читателей, и рекламодателей.- Извините, по моей вине мы несколько отклонились от темы.- Да нет. Просто мы говорили об экономической составляющей. А есть еще идеологическая. Прессу пытаются превратить в попсу. С телевидением это уже произошло. Теперь на самых «интеллектуальных» передачах ведущие задаются вопросом: что делать, если муж вернулся из командировки? Формат передач требует изображать независимость от собственных мозгов.- Вячеслав Васильевич, как все это отражается на делах «Северной недели»?- Как и у большинства изданий, у нас падают тиражи, а значит, доходы от газет. В то же время ежедневно из разных областей России читатели пишут, что не могут найти в киосках любимую «Завалинку». Те, кто подписался, жалуются: газеты приходят нерегулярно. Это следствие «централизации» партнеров - продавцов, почты России.- Выходит, все грустно.- Нет. Кризисные годы приходят для того, чтобы человек, предприятие остановились, задумались: как жить-развиваться дальше? И ответ мы нашли довольно быстро. Зарегистрировали «Народную библиотечку газеты «Завалинка» и с начала года стали выпускать журналы, необходимые практически всем семьям, на темы: как заниматься соленьями-вареньями, испечь пирог, как оздоровить себя и так далее. Мы даем читателю положительные эмоции, полезные знания. Те, кто сел на иглу негатива и нуждается в ежедневной дозе, покупают другие издания. За год мы выпустили одиннадцать полезных журналов общим тиражом более полумиллиона экземпляров! Доходы от них перекрыли все потери от падения тиражей газет. А главное, что радует, - наши журналы оказались очень нужны людям. Мы их успешно продаем даже в Белоруссии.- Как же вы там оказались?- Если теряешь рынок в России, надо осваивать иные рынки сбыта. Если станет еще грустнее, поедем в Китай или США. Шучу, конечно. Но, как вы знаете, в каждой шутке есть доля истины.- Что еще произошло в стенах «Северной недели»?- Выходит, и очень успешно, новая газета «Народная стряпуха». Ее нынешний тираж 33 тысячи экземпляров. Буквально через пару дней северодвинцы увидят нашу новинку – газету «Будь здоров!» Ее можно будет найти в аптеках, больницах города, хлебных магазинах, киосках «Северной недели». Не далее как через месяц на орбиту России выйдет еще одна газета с грифом «Сделано в Северо-двинске». Это самое солидное наше издание, объемом 60 страниц. А всего в новом году мы будем выпускать 14 газет.- Кому предназначена новинка?- Прекрасной половине человечества – женщинам. Но мы убеждены, что втайне от жен газету будут читать и мужчины. Надо же им как-то справляться с женским нашествием. А для этого, как известно, следует знать прекрасного соперника.- Вячеслав Васильевич, каждый год с начала ХХI века вы выпускаете книгу «Вечерний Северодвинск». Выйдет ли в свет очередной том?- Да, работа над ним уже ведется. И почти готова к выходу книга об истории и опыте «Северной недели». Как известно, нет пророков в своем отечестве, особенно в России. Нашим опытом очень интересуются зарубежные, российские коллеги, защищают диссертации. Вот мы и решили ответить на все их вопросы. Авторы книги – старейший журналист города и области Александр Николаевич Бурлов и ваш слуга.- И в заключение, Вячеслав Васильевич, что хотите пожелать читателям «Вечернего Северодвинска» в новом году?- Не бояться года Кабана, Крысы, Тигра, кого угодно! Радоваться, что Бог даровал радость встречи еще с одним годом. Если он будет для вас тяжелым, трудным, значит, затем наступит более светлый и радостный. Если застой в делах, семье, любви – ищите, как выскочить из круга проблем и стать счастливым!
Интервью взяла Снегурочка из «Вечернего Северодвинска»
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!