Горожанин, все, что ты знаешь о тундре, – неправда! В конце марта представители северодвинской компании «ЛЕО», общественной организации «Ясавей» (Нарьян-Мар) и наши гости из Финляндии приняли участие в снегоходном пробеге по маршруту Мезень - Несь - Ома - Нижняя Пеша - Нарьян-Мар.
СВОЙ пробег мы приурочили к национальному ненецкому празднику Канин Мэбета и открытию в НАО филиала компании «ЛЕО». В этой дороге мы узнали многое. Что такое белое безмолвие, как молчит замершее море, а главное, как слаб и силен человек, упрямо ползущий по склону незнамо куда… Как дорог хороший товарищ и как важно быть человечным… Как можно жить в мире с небом и землей – так, как живут ненцы.22 марта. Мезень.Прибываем к ночи, долго ищем автотранспортное предприятие, в котором договорились поставить снегоходы. Это удается только при помощи местной милиции, она строга и очень вежлива. Оказывается, милиционеры ожидают генеральскую проверку из Москвы. В гостинице мест, само собой, нет. Но фамилия главы районной администрации Заборского (Игорь Евгеньевич помогал нам в этом проекте) делает свое магическое дело. Места находятся для всех. В плане полезной информации: в Мезени живет 3500 человек, 36 пользуются Интернетом, принимает только «Мегафон».23 марта. Кимжа.Утром прыгаем на вездеходы и рвем до Кимжи. Туда и обратно – 90 километров. Средняя скорость – 70 км, иногда 90 км. Снегоходы летят, едва касаясь снега лыжами. Ни с чем не сравнимое ощущение. В глухом шлеме тепло. Сами себя зовем снегонавтами.Кимжа - очень красивая поморская деревня, но много заколоченных домов. Дети смотрят на нас, как на пришельцев. Чуть-чуть покатали их, бережем топливо.Снегоходы Lynx Yeti и Ski Doo Expedition – звери. Летят под 100 км/час над рекой, практически не касаясь поверхности льда. Часть пути я еду на Skandic WT 600. Он поменьше и не такой устойчивый. Освоился (это вторая моя поездка на снегоходе в жизни) – главное - не бояться и не дергаться. Руки лежат на рукоятках плотно и крепко, но плечи и предплечья должны быть расслаблены.24 марта. Несь.Начинаются завораживающие красивым однообразием пейзажи тундры. Эта дорога – единственная из Мезени до Неси. Остальные блокированы лесом.На этом кусочке транспортной монополии у ненцев находится святое место. Предание гласит, что в XVIII веке отряд государевых «сотрудников налоговой полиции» ездил по тундре, собирал ясак. А сорок ненцев на сорока белых оленях устроили им засаду. Залезали на деревья и расстреливали «налоговиков» из луков. Теперь все проезжающие по дороге на Несь должны остановиться и что-нибудь оставить на дереве. Все березки в ленточках, деньгах и запчастях к снегоходам. Не поделишься с тайгой – не видать тебе удачи…Снегоходы ведут себя безукоризненно. Двухтактники едят примерно по 35 литров на сотню, четырехтактники – по 20 литров. Они еще новые, потом будут поменьше кушать.В Неси нас встречает глава сельсовета. Угощает олениной, навагой, семгой и морошкой. Между делом просит привезти запчасти для снегохода, с этим здесь проблемы.После Неси начинаются тяжелые участки дороги. Выясняется, что мы плохо представляли себе, что такое тундра и в какую авантюру мы влезли. Тундра – это не тысячекилометровый бильярдный стол. Это поле, которое долго бомбила авиация противника, а потом там вырос ягель.Тридцатикилометровый кусок от Неси к Оме – бесконечный мегаэкстрим: рытвины, ухабы и ямы, скорость 10 км в час, руль вырывается, мой снегоход заваливается, холодно, плечи ломит, усталость душит и конца-края этому не видать. В голове одна мысль: да на фиг мне это нужно…дурак…полез… Но это временно. Стараемся шутить, поддерживать хорошее настроение. С нами едет Сергей Габов, помощник главы Республики Коми, переводчик с финского, душа компании. Сергей отлично рассказывает финские анекдоты. В зависимости от потребности, может быть коми, русским, финном. Вокруг безумно красиво. Никаких следов цивилизации. Над нами дышит огромное звездное небо. Лучше всех финнам, финны пьют. В 1,5-литровых бутылках у финнов - водка. Мы тоже немного выпиваем, после такого экстрима сто граммов «тундровых» - святое.Поздней ночью приезжаем в село Ома. После тундры Ома смотрится куском Европы.25 марта. Ома.Команда «ЛЕО» ночует в милиции. Не то чтобы за плохое поведение, просто больше негде. С утра заправляем и расставляем по струночке снегоходы, натягиваем рекламные баннеры «ЛЕО»: «Давайте знакомиться, уважаемые!» Вокруг нас на презентацию чудо-техники начинают собираться люди.Презентация в тундре – это нечто! Местному населению все любопытно. Такого до нас из коммерческих фирм по продаже техники никто не делал - никто к ним не приезжал. Раздаем свою рекламную продукцию, прайс-листы. О кредитовании жители Омы ничего не знают, боятся даже слова этого. Что ж, придется объяснять.Потом – на праздник, центральное событие пробега. Он проходит на реке Оме, куда ненцы пригоняют до ста оленьих упряжек. Сегодня будут гонки на оленях! А вечером концерт и награждение победителей гонок. Мы от имени «ЛЕО» дарим утешительный приз - бензопилу участнику, который долго и упорно готовился, но в финальном забеге его упряжка понесла.26-27 марта.Дорога на Индигу. До свиданья, Ома. Впереди – Нижняя Пеша, Волонга, Индига. Идем гуськом, следы впереди идущего снегохода заметает мгновенно. Минус пятнадцать, ураганный ветер сбоку, метель. Отстанешь, собьешься – заметет сразу. Мой снегоход идет последним. Иногда паникую и съезжаю с трассы. Товарищи буквально за шиворот возвращают на путь истинный. Б-р-р-р… Любое отверстие, щель, дыра в одежде мгновенно забиваются снегом. Хорошо, что удалось договориться с местными насчет савиков. Савик - одежда из сукна, вроде ночной рубашки до пяток, с капюшоном. Самая правильная в тундре одежда. В ней спать можно на снегу.В эту ночь я передумал обо всем. В тундре остро ощущаешь свою уязвимость и слабость. На десятки километров вокруг - никого, никаких тебе мобильных, кофеен, такси. Слава богу, снегоходы BRP есть!Знаете, они не ломаются. Они заводятся, невзирая на ураган, спокойно тащат по тонне груза, пассажира и ведут себя идеально. А ведь впереди еще Тиманский кряж и скалы. Лично проверил - по скалам они тоже ползают.28 марта.Индига, дорога на Нарьян-Мар. Прибыли в Индигу и уже собираемся в Нарьян-Мар. До него 260 километров. Часть пути – вдоль реки, часть - по каменным сопкам.По дороге встречаем хозяйство оленеводов. Они выращивают и забивают оленей. Заработок, по их словам, 5 тысяч рублей в месяц. За каждый сданный килограмм округ доплачивает им по 50 рублей. Сдают только государству – таков закон НАО.За день проходим на снегоходах и санях 120 км. От усталости валимся спать вперемешку. Финны молодцы, держатся.29 марта.Индига, Нарьян-Мар. Последний день пробега – он легкий самый. Даже при минус 30 градусах. Боялись, что в такой мороз не заведутся снегоходы. Очень хотели побывать в исторических местах тундры. Снегоходы завелись легко!Заезжаем на Пустозерское кладбище, где покоится буйный гений протопоп Аввакум. Затем - к знаку, возведенному в память о тысяче ненцев, казненных за сопротивление царским властям. Империя всегда обеспечивает себе лояльность, так или иначе.29 марта. Нарьян-Мар.Приехали, наконец-то! Позади почти 800 километров тундры, опасностей, приключений и красоты. Что еще сказать? Это нужно увидеть своими глазами. Думаю, что у многих это в будущем получится. Дело в том, что с нами путешествовали главы крупных туристических компаний Финляндии, а Ласси Валкеапяя – изначально специалист по арктическому туризму. Надеюсь, что этот маршрут будет жить, главное – создать куски «еврозоны» по дороге, отели, рестораны, сервис. Тогда наш край может стать новой меккой туризма.И напоследок о том, что уже сделано и работает. В Ненецком автономном округе фирма «ЛЕО» открыла свой филиал. Теперь качественный автомобильный сервис и надежные машины будут доступны и жителям округа.
Дежурный хроникер Дмитрий ЗИНОВЬЕВ
Участники пробегаОбщественная организация «Ясавей»: Владислав Песков, Александр Белугин, Алексей Платов.Сергей Габов, помощник главы Республики Коми, переводчик.Компания «Лео». Леонид Шумилов, Дмитрий Зиновьев, Антон Чубаков.Финская делегация: Ласси Валкеапяя (ректор Центра образования саамского региона), Исмо Калеви Йоентаканен (преподаватель Центра образования саамского региона), Мартти Юхани Тулппо (исполнительный директор турфирмы «Ерясетти»), Юха Энсио Лайтинен (гид-проводник турфирмы «Ерясетти»), Тимо Йоханнес Халонен (гид-проводник турфирмы «Инари Эвент Лапланд»).
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!